Когда художник берет фотоаппарат
Фотовыставка работ авангардистов «Когда художник берет фотоаппарат» — первый из шести вернисажей, которые Андрей Ерофеев подготовил специально для показа СЦСИ в 2011 году. На ней представлены работы Ивана Бражкина, Олега Кулика, Викентия Нилина, Антона Ольшванга, Давида Тер-Оганьяна, Семена Файбисовича.
Именно на примере творчества шести российских авангардистов разных поколений выставка ставит своей задачей проявить отличие фотографий, исполненных художниками, от снимков профессиональных фотографов.
— Давно известно, что нарушения штатной грамотности, пренебрежение технологическими инструкциями, неправильное использование аппаратуры рождают эффектные художественные картинки, — прокомментировал экспозицию куратор СЦСИ Сергей Самойленко. — Но большинство показанных на выставке произведений создавались не для эстетического гурманства. В них фотография использована как общепонятный язык. С его помощью автор выставляет в качестве объективной реальности такие образы и явления, которые невозможно увидеть обыденным взглядом. В отличие от фотографа художник снимает не предметы, не людей, а специфический взгляд, особую атмосферу, характерные свойства среды, типичные для данного времени и места.
Сегодня в СЦСИ пройдет открытая лекция Андрея Ерофеева «Художник как фотограф», дополненная рассказом Викентия Нилина о своем творчестве.
В воскресенье там же, на Вокзальной магистрали, 11, состоится мастер-класс Викентия Нилина «Работа над постановочной фотографией» (участникам необходимо иметь при себе цифровой фотоаппарат, вход по билетам выставки).
Выставка продлится до 13 февраля.
Викентий НИЛИН:
«…Собственно и термин «фотография» я предпочитаю использовать в значении: способ отношения к жизни, а не экспонированный, проявленный и зафиксированный лист фотобумаги. Про этот предмет я обычно говорю: фотокарточка.
Но зато и снимок всегда выдаст тебя — сразу видно, кто ты, снявший, — честный человек или позер, зрелый человек или нет, самостоятельный или зависимый, трезвый или сентиментальный.
Если ты честно снимаешь то, что тебе интересно, — это ведь проще всего, то и зрителю будет интересно. Почему-то очень мало людей, которые так снимают.
Правда, бывают моменты, когда своя жизнь тебе перестает быть интересна… Бывают такие состояния. В медицине называется депрессия, в христианстве — уныние и квалифицируется как грех, между прочим.
Таким образом я заставляю себя протоколировать свою жизнь, чтобы не утратить к ней интереса».