Точка опоры — талант
Действительно, 17 участников, представляющих на выставке около 120 своих работ, — выпускники Новосибирского художественного училища, худграфа (а теперь Института искусств при НГПУ), архитектурно-строительной академии разных лет — в профессии не первый год. И, кроме того, большинство из них давно преподает профильные и специальные дисциплины в детских художественных школах (в том числе и сельских) либо там же, в альма-матер… «Точка отсчета» — это не случайное обнародование их творческих трудов перед публикой и старшими товарищами — правлением Новосибирской региональной организации «Творческий Союз художников России». Все они — соискатели на звание члена Союза художников. И эта выставка для них должна стать точкой в окончании определенного творческого этапа их жизни и точкой отсчета нового профессионального рубежа.
Для известного новосибирского художника, профессора кафедры живописи Института искусств НГПУ Александра Абрамова большинство участников экспозиции, что дети родные, — бывшие его дипломники. Он не выпускает их из поля зрения и очень гордится успехами. Александр Сергеевич считает, что все они — очень перспективные живописцы и, по его словам, гораздо смелее «предыдущих поколений» в экспериментах «с техниками, формой, колоритом».
Те отвечают: «С настоящей школой, которую дали нам вы, можно позволить себе и эксперименты… Иначе бы получилась самодеятельность».
Конечно, выкроить, что называется, время для собственного творчества очень сложно, когда вокруг тебя ученики, студенты да еще и собственные дети.
— Почти невероятно, — подтверждает мои предположения автор изысканных графических листов «Арабские мотивы» и совершенно волшебных карандашных иллюстраций к русским сказкам Ольга Сазонова, преподаватель кафедры рисунка и скульптуры Института искусств НГПУ, мама трех ребятишек, да к тому же пишущая диссертацию. — Однако сказочный цикл рождался у меня во время отдыха с детьми на даче. И что чему мешает или помогает, определить бывает невозможно...
Анна Мирошниченко окончила художественно-графический факультет НГПУ в 1999 году, и сейчас, после десяти лет преподавания в детской художественной школе Краснообска, о своих творческих замыслах или поездках на пленэр говорит во множественном числе, например: «Мы хотим побывать на Валааме…»
Почему «мы»? Да потому, что Анна Олеговна, как называют ее ученики, уже не мыслит себя в отрыве от талантливых воспитанников. По этой же причине ее мольберт, на котором начинались первые наброски пейзажей, ставших впоследствии образными и очень одухотворенными картинами с видами старинных русских городов, последние десять лет всегда стоит рядом с мольбертами ребят из Краснообска. Исторический пленэр — конек этой художественной школы.
Удивительный эффект: большинство создателей представленных на этой выставке работ, на мой взгляд, настолько самобытны, зрелы и профессионально состоятельны, что почти все увиденное на вернисаже запомнилось до нюансов, до деталей. Как, например, листы с эскизами костюмов к спектаклям Новосибирского театра музыкальной комедии Анны Сорокиной. Тотчас вспоминаешь и сами спектакли — «Ходжа Насреддин», «Труффальдино», «Холопка» и многие другие, которым смелый и яркий дар художницы придал немалую долю убедительности и очарования. Или акварели Ольги Михалевой — преподавателя школы искусств из рабочего поселка Маслянино. Они экспонировались в разных новосибирских выставочных залах не раз и не два, автор — десятикратный лауреат областных выставок среди своих коллег. Но одна крошечная, 29 на 15 сантиметров, сельская картинка под названием «Домой» (закат, в неясных лучах солнца и пыльном облаке бредет домой деревенское стадо) настолько изящна, выразительна и полна живого чувства, что к ней применимо лишь одно определение — шедевр…
А, согласитесь, выставка, где можно отыскать шедевры, более чем просто состоялась.