«Гречка подешевеет, когда на нее закончится ажиотажный спрос»
Сети — в борьбе за покупателя
— Лариса Владимировна, прежде чем перейти к ценам, расскажите, пожалуйста, о Дне поставщика, который прошел в конце ноября. Для чего он нужен, какой от него эффект?
— Для наиболее полного насыщения продовольственного рынка Новосибирской области товарами, совершенствования взаимоотношений местных товаропроизводителей и сетевых розничных предприятий, упрощения процедуры поступления новосибирских товаров на прилавки торговых предприятий третий год подряд в области проводится День поставщика, инициированный министерством промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области.
Впервые в этом году мы пригласили участвовать в нем крупные и мелкие торговые сети. В Новосибирск приехали представители из десяти районов области, причем даже из таких отдаленных, как Краснозерский и Карасукский. День поставщика стал прекрасной коммуникационной площадкой для общения и дальнейшего взаимодействия производителей и поставщиков. Руководители предприятий-товаропроизводителей и предприятий розничной торговли получили возможность встретиться, оценить возможности дальнейшего сотрудничества, определить перспективы совместной работы и заключения договоров на поставку товаров.
Кроме непосредственного общения за столом переговоров, состоялось пленарное заседание, на котором обсуждались вопросы развития ритейла в Новосибирской области, о работе с местными товаропроизводителями и перспективах развития новых форматов холдинга «Новые торговые системы», а также впервые в работе Дня поставщика участвовали руководители областного фонда развития малого и среднего предпринимательства и фонда микрофинансирования. Они рассказали бизнесменам о государственной поддержке, которая существует в Новосибирской области.
— В этом году в России вступил в силу закон о торговле. Насколько он оказался эффективен?
— Закон решил одну из главных существующих проблем: возможность беспрепятственного входа товаропроизводителей в торговую сеть. Отныне любой потенциальный поставщик или переработчик может зайти на сайт той или иной торговой сети и оценить для себя условия, которые предлагает ритейлор. Тем самым на рынке создана нормальная и здоровая конкуренция. А вот прямого регулирования цен закон действительно не предусматривает. Нигде не определен и размер торговой надбавки.
Когда закон о торговле вступил в силу, областные власти перестали заключать традиционное соглашение с сетями. Напомню, что подобные соглашения мы подписывали с 2005 по 2009 годы, договором предусматривалось, что хотя бы на один товар из списка основных продуктов питания надбавка составляла не более десяти процентов.
Сейчас по закону нам запрещено подписывать подобные соглашения, но руководители сетей сами понимают, что поднимать цены дальше неразумно. Покупатель просто повернется и уйдет в другой магазин или на ярмарку, где купит товар дешевле. Поэтому могу констатировать, что ритейлоры сегодня работают над снижением цен с помощью нескольких путей. Первый: создают собственную торговую марку и продают продукты брэнда по более дешевой цене. Второй: социально значимыми товарами торгуют иногда почти по себестоимости.
— Неужели почти по цене поставщика?
— Да, трудно поверить, но этот факт подтверждают и сами производители, и надзорные службы. Объяснить его можно конкурентной борьбой за привлечение покупателя.
На случай «атомной войны»
— Но цены на продукты питания в области продолжают расти. Какие действия предпринимает министерство и возможно ли контролировать ситуацию на потребительском рынке?
— Каждый понедельник на аппаратном совещании мы докладываем губернатору о состоянии цен в области. Если сравнивать потребительские цены с начала года, они подрастают, но уровень инфляции в нашей области самый низкий в Сибирском федеральном округе.
Если брать товары продовольственной группы, Новосибирская область по ценам на четвертом месте из 12 субъектов Сибирского федерального округа.
— Почему не падает цена на гречку, ведь уже собран новый урожай?
— Во-первых, Новосибирская область не выращивает гречиху, поэтому мы напрямую зависим от поставщиков. Во-вторых, ажиотажный спрос на гречку был подогрет средствами массовой информации. Вот скажите, вы сколько покупаете гречки домой?
— 800-граммовый пакет на месяц …
— А я — пакет на квартал. И большинство людей не употребляют ее много, но закупают впрок. В итоге за один месяц был раскуплен полугодовой запас. Теперь вспомните, что нечто подобное у нас было в позапрошлом году с ценами на соль, а в прошлом году — с ценами на картофель. Как только по одному из центральных каналов объявили, что килограмм картошки подскочил до 20 рублей, наутро в Новосибирске появились такие же ценники на картофель. И всегда в ситуации ажиотажного спроса производители стремятся получить прибыль и сверхприбыль. Новый урожай гречихи восполнил минимальные запасы. Но если люди будут закупать гречневую крупу по потребности, а не на «случай атомной войны», рынок насытится и цена на гречку снизится. Это законы рынка.
Каким образом областное правительство имеет возможность регулировать цены? Первое — на площадях «Сибирской ярмарки» в ежедневном режиме работает продовольственная ярмарка, где напрямую торгуют производители.
Представлен весь ассортимент, который входит в продуктовую корзину: хлеб, мясо, молоко, птица, рыба, яйца.
Каждую субботу также проводятся продовольственные ярмарки на трех городских рынках — Ленинском, Октябрьском и Центральном. Участие для товаропроизводителей, фермеров области бесплатное, с заявкой можно обратиться в администрации этих районов.
Новое направление использует и торговля, создавая сеть магазинов-дискаунтеров. За счет снижения затрат ритейлора цены в них на 10 — 15 процентов ниже, чем в обычных магазинах или на рынках.
Например, на этой неделе открылось сразу три дискаунтера «Холди»: на улицах Дачной и Выборной в Новосибирске и районном центре Черепаново.
Быть ли продуктовым талонам?
— То есть кризис кризисом, а магазины открываются?
— У нас в области никогда не прекращались инвестиции в торговлю. Ежегодно мы открываем до 50 магазинов. В будущем году объем инвестиций в торговлю составит около трех миллиардов рублей. Динамичное развитие получила и торговля на селе. В районы области сейчас активно заходят крупные торговые сети, создавая конкуренцию сельчанам, что приводит к снижению цен.
— В некоторых регионах страны ввели продуктовые талоны для малоимущих граждан. Как вы относитесь к этой идее и планируется что-либо подобное ввести в нашей области?
— Как я уже сказала, областное управление потребительского рынка ежедневно проводит мониторинг цен в области. У нас продукты не настолько дорогие, чтобы вводить талоны. Скажем, можно купить 650-граммовую булку хлеба за 12 рублей или молоко за 17 рублей. Самое главное, что у жителей Новосибирской области есть выбор между дорогими продуктами и дешевыми. Интенсивное развитие торговли приводит к конкуренции, а следовательно, и к снижению цены.
Где купить продукты перед Новым годом?
18 и 25 декабря на Центральном рынке проводится необычная акция «Низкая цена», которую организуют областное управление потребительского рынка и сферы услуг и администрация Центрального рынка. Производителей, снизивших цену на продукты (яйцо, мясо птицы, картофель, морковь, капусту), в том числе и на рождественского гуся, в период с 10.00 до 16.00 ждут денежные премии от администрации Центрального рынка. Выгодно и продавцам, и нам, покупателям. Не упустите своей выгоды!