Отрегулирует государство
«Мы уже на протяжении достаточно длительного времени не устанавливали тарифы для общественного транспорта, хотя это в полномочиях субъекта РФ. На это нам было указано прокуратурой. Конечно, финансовая ситуация 2010 года не совсем благоприятна для этого. Мы учли всю структуру затрат перевозчиков. При формировании и утверждении тарифов мы будем принимать во внимание только строго обоснованные затраты», — пояснил губернатор Василий Юрченко.
Как отметил министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Николай Симонов, областной департамент по тарифам уже полгода работает над экономическим обоснованием тарифов с перевозчиками — метрополитеном, горэлектротранспортом, муниципальными автобусами, а также с частными перевозчиками, работающими в городе и области в основном на автобусном сообщении. На основании расчетов собственников всех видов транспорта в ближайшее время будут установлены тарифы на все виды перевозок.
«Стоимость проезда на автобусах будет единой, как для муниципального, так и для частного транспорта, а также единые тарифы будут для горэлектротранспорта и для метрополитена. Для маршрутных такси тарифы будут рассчитываться в зависимости от дальности поездок. Предполагается, что по частным автобусным перевозчикам, у которых тариф на сегодняшний день составляет от 14 до 16 рублей, тарифы могут быть снижены», — комментирует Николай Симонов.
В областном законодательстве не установлена льгота по транспортному обеспечению, но нашим регионом взято обязательство возмещения затрат на перевозку отдельных льготных категорий граждан — как федерального, так и регионального уровня. Этот список достаточно широк, он охватывает практически всех пассажиров, имеющих право на льготный проезд. Всего в нашей области таким правом обладают более 700 тысяч жителей.
Введение в свое время документом области права приобретения единого социального проездного билета (ЕСПБ) предоставляло возможность льготникам ездить на всех видах транспорта, в том числе в области на внутрирайонном и межмуниципальном транспорте. За последние 4 года был разработан и введен специальный программный продукт системы «Золотая корона», который дал возможность учитывать все поездки, как по разным видам транспорта, так и по отдельным перевозчикам, а также учитывать количество поездок владельца каждой карты. Этот учет показывает, что среднее число поездок льготника в месяц на сегодня — 43. С 1 января 2011 года предполагается ограничить число поездок для льготных пользователей ЕСПБ до 30 в месяц. По истечении 30 поездок обладатели карт смогут пользоваться общественным транспортом на общих основаниях — за наличный расчет. Проездной документ может активизироваться и использоваться с начала каждого следующего месяца, когда снова появляется возможность тридцати поездок. При этом каждому льготнику к ЕСПБ на месяц будет выдаваться книжечка с 30 отрывными талончиками, и друг без друга два эти проездных документа будут недействительны. Кстати, стоимость активации карты незначительно повысится — со 145 до 150 рублей. Это связано в том числе с проблемой оплаты карт в терминалах, работающих только с купюрами.
За каждую поездку льготника на городском транспорте областной бюджет доплачивает перевозчику до 8 рублей, сам льготник при стоимости карты на месяц 145 рублей фактически платит за одну поездку в среднем чуть больше трех рублей. И это вне зависимости от фактической стоимости поездки, которая для горожанина может колебаться в районе полутора десятков, а для сельского жителя — нескольких сотен рублей. Областной казне в настоящее время возмещение расходов этих затрат перевозчикам выливается в 385 миллионов рублей в год. На сегодня тарифы выросли, а возмещение осталось на прежнем уровне, таким образом невольно предприятия-перевозчики оказываются поставленными в очень сложную ситуацию. И единственный, по словам специалистов, выход из нее — государственное тарифное регулирование, которое, в свою очередь, обязывает полное возмещение государством затрат на перевозку льготников. На это бюджету потребуется в два раза больше денег, чем тратится на возмещение сегодня.
«Чтобы обеспечить равную для всех жителей области транспортную доступность и снизить затраты определенных категорий граждан, мы долго компенсировали и частным, и муниципальным перевозчикам расходы на проезд этих граждан из областного бюджета. Притом, что тариф был гораздо выше, мы компенсировали лишь до 8 рублей, и это было неправильно. С введением экономически обоснованного тарифа на общественные перевозки мы принимаем решение о полной компенсации затрат перевозчикам», — пояснил губернатор Василий Юрченко.