В защиту справедливой конкуренции
По словам руководителя УФАС, для новосибирского управления первоочередными задачами являются мониторинг ситуации на продовольственных рынках и рынках нефтепродуктов; контроль за соблюдением закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»; антимонопольный контроль в сфере авиаперевозок; нарушения антимонопольного законодательства в сфере электроэнергетики.
В мае этого года российское правительство утвердило Программу развития конкуренции в стране. Поэтому субъекты Федерации в 2010 году обязаны подготовить соответствующие региональные программы. В Новосибирской области разработана «Программа мер по развитию конкуренции в Новосибирской области на 2010 — 2012 годы», и новосибирское управление антимонопольной службы участвовало в этой работе. «Здоровая конкуренция — неотъемлемый элемент развития любой экономики, а антимонопольное законодательство, безусловно, тот инструмент, посредством которого достигаются справедливые конкурентные отношения», — подчеркнул Сергей Гаврилов.
В своей работе УФАС действует не в одиночку, а объединив усилия с другими силовыми структурами и структурами экономического блока, которые тем или иным образом пересекаются с антимонопольным законодательством. В рамках заключенных соглашений УФАС эффективно сотрудничает с органами прокуратуры, ГУВД по Новосибирской области, управлением Федеральной налоговой службы по Новосибирской области, межрегиональным Управлением Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому федеральному округу.
Так, в этом году проведено около 50 совместных проверок по соблюдению закона о государственных закупках и антимонопольного законодательства. В областную прокуратуру направлено более 20 материалов для принятия мер прокурорского реагирования. За 10 месяцев УФАС наложило на нарушителей свыше 21 миллиона штрафов.
Что касается цен на продукты, УФАС проверило пять крупных компаний, работающих на рынке реализации оптовой и розничной торговли. По выявленным нарушениям материалы переданы в прокуратуру. Также комиссией новосибирского УФАС России было рассмотрено дело, возбужденное в отношении ЗАО «Новосибирский мелькомбинат №1» и ОАО «Новосибирскхлебопродукт» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Закона «О защите конкуренции», выразившимся в осуществлении согласованных действий по повышению цен на муку 1 сорта б/т на рынке реализации пшеничной муки на территории Новосибирской области, что привело к установлению в августе 2010 года экономически необоснованных цен на муку.
Решением комиссии дело прекращено в связи с неподтверждением нарушения антимонопольного законодательства.
«Мы пристально смотрим, почему растет цена на тот или иной продукт. Но еще раз хочется напомнить, что федеральная антимонопольная служба не является органом, который регулирует цены на товары. УФАС только оценивает, почему произошло повышение, консультируется с прокуратурой. На уровне Правительства России тоже принимаются определенные меры для стабилизации цен на продовольствие. В частности, обнулены таможенные пошлины на ввоз в нашу страну ряда продовольственных товаров, в том числе гречки, картофеля, капусты. Тем самым власть дает сигнал бизнесу: пожалуйста, ввозите, торгуйте», — заметил Сергей Гаврилов. На вопрос по росту цен на ГСМ глава новосибирского антимонопольного ведомства сообщил, что УФАС начало проверку обоснованности роста цен на бензин (АИ-92, АИ-96) и сжатый природный газ на автозаправках и газозаправочных станциях Новосибирска.
Очень внимательно управление отслеживает ситуацию по защите конкуренции в регионе. Был рассмотрен ряд дел, которые квалифицируются как согласованные действия на рынке. Например, одно из них возбуждено в отношении СО РАН, когда конкурсная документация была фактически составлена под одну фирму.
«Грешат» согласованными действиями и органы власти. В этом году УФАС рассмотрело 12 дел. В основном они связаны с тем, что дела без конкурсных процедур передаются в муниципальную собственность хозяйствующим субъектам и это ограничивает конкуренцию на рынке. Так, в Чулыме были выполнены работы по газификации и только после этого проведены конкурсные процедуры. Естественно, победила компания, которая до конкурса вела работы по газификации. Материалы по нарушению переданы в управление внутренних дел.
Из последних громких разбирательств — аннулирование итогов проведения конкурса на строительство областной филармонии. После вмешательства УФАС объявлен новый конкурс.
Сразу несколько дел возбуждено на авиакомпанию «Сибирь». В частности, антимонопольщики проверили сведения о необоснованном росте тарифов на пассажирские авиаперевозки по маршруту Новосибирск — Чита — Новосибирск. Выяснилось, что цены на билеты экономического класса чересчур завышены. Авиакомпания оштрафована более чем на 870 тысяч рублей, а самое главное — снизились цены на билеты на направлении Новосибирск — Чита — Новосибирск.
Сейчас УФАС проверяет авиаперевозчика в отношении цен на билеты по направлению Новосибирск — Владивосток.
Руководитель УФАС отметил, что много нарушений зафиксировано в сфере электроэнергетики. В частности, ООО «Сибэлектропривод» пропускало тепловую энергию по расценкам, не утвержденным тарифным органом субъекта Федерации и тем самым нарушило установленный порядок ценообразования при оказании услуг по передаче электрической энергии.
Руководитель Новосибирского УФАС отметил, что некоторые формы закона о защите конкуренции пока не в полной мере позволяют фиксировать нарушения в экономике. Поэтому правительство прорабатывает третий антимонопольный пакет поправок в законы.
Что это будут за нововведения? «Хотелось бы, что у УФАС было право анализировать договорные отношения сетей. Когда мы говорим о согласованных действиях, необходимо чтобы в законе были четко прописаны понятия «картель», «сговор».
Если речь идет о сговоре на торгах, необходимо значительно увеличить сумму штрафа, поскольку это самое злостное экономическое нарушение», — отметил Сергей Гаврилов.