USD 100.6798 EUR 106.0762
 

Усилена защита прав пациентов

По сообщениям специалистов областного фонда ОМС.
На прием к врачу. Фото Бориса МОСКВИНА.
На прием к врачу. Фото Бориса МОСКВИНА.

Система обязательного медицинского страхования Новосибирской области готовится к работе в условиях нового закона «Об обязательном медицинском страховании граждан в РФ», принять который Государственная дума РФ планирует до конца 2010 года. Новосибирский фонд обязательного медицинского страхования выделил средства на подготовку более семидесяти врачей-экспертов (теперь в региональной системе обязательного медстрахования 116 врачей-экспертов по разным профилям оказания медицинской помощи). Необходимость этого вызвана тем, что впервые в проекте российского закона о медицинском страховании появилась отдельная статья, которая регламентирует проведение контроля качества медицинской помощи. Причем закон вменяет организацию проведения экспертизы в обязанность не только страховым организациям, как было до сих пор, но и территориальным фондам ОМС.

Задача врачей-экспертов — проведение экспертизы качества медицинской помощи в медицинских учреждениях. Они наделены полномочиями давать оценку работе своих коллег. Экспертиза может быть плановой (не реже одного раза в год в каждом лечебном учреждении, работающем в системе ОМС) и вне плана — по жалобам пациентов на качество оказанной им медицинской помощи или на взимание платы за лечение.

Эксперты, привлекаемые фондом ОМС, проводят оценку качества медицинской помощи, которую оказали жителям Новосибирской области в других регионах. Такое случается, если человек заболевает, находясь в командировке или в отпуске, и вынужден обращаться к врачам в другом регионе. Проверяется правильность выбранных методов лечения и эффективность.

Результат экспертизы качества медицинской помощи в первую очередь зависит от уровня квалификации врачей, которые ее проводят, поэтому к врачам-экспертам предъявляются определенные требования. В соответствии с проектом закона об ОМС экспертами могут быть практикующие врачи, имеющие сертификат и стаж работы по специальности не менее пяти лет.

Скоро, чтобы получить консультацию по вопросам обязательного медицинского страхования или помощь специалистов по защите прав пациентов, не обязательно будет идти в страховую компанию или фонд ОМС. В медицинских учреждениях Новосибирска и районов области организуется служба страховых представителей из числа сотрудников областного фонда ОМС и страховых медицинских компаний.

Инициатором новой формы работы по защите прав пациентов стал Новосибирский областной фонд обязательного медицинского страхования. Предложение фонда поддержало министерство здравоохранения Новосибирской области. Как пояснила начальник отдела экспертизы качества и защиты прав потребителей медицинских услуг областного фонда ОМС Галина Васильева, основная задача страховых представителей — оперативная помощь в разрешении проблем, с которыми пациенты сталкиваются при получении медицинской помощи.

Например, когда гражданину отказывают в медицинской помощи, предлагают оплатить медицинские услуги, нарушают сроки госпитализации, организации приема специалиста или проведения диагностического обследования, он может немедленно сообщить об этом страховому представителю. В свою очередь страховой представитель вправе потребовать от администрации лечебно-профилактического учреждения рассмотреть претензию гражданина в течение 24 часов и, если претензия обоснованна, принять меры к немедленному разрешению конфликта.

Другая задача страховых представителей в лечебных учреждениях — консультирование граждан по вопросам получения качественной, бесплатной и доступной медицинской помощи, предусмотренной программой ОМС. Где, на каких условиях, в какие сроки пациент может получить необходимую ему медицинскую помощь, как оформить или обменять страховой медицинский полис, какие права имеет пациент в системе обязательного медстрахования — на все вопросы можно будет получить консультацию непосредственно в стационаре или поликлинике у представителя областного фонда ОМС или страховой компании.

Страховые представители начнут работать не одновременно во всех учреждениях здравоохранения, а в тех, на которые поступает больше всего нареканий от самих пациентов. График работы страховых представителей будет заранее вывешиваться на видном месте в больницах и поликлиниках.