USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Нет вас, Саша и Маша…

Николай ЦАРЕВ.
Невыносимо трагично, когда дорога становится краем жизни.
Невыносимо трагично, когда дорога становится краем жизни.

Раньше мне казалось, что дорожно-транспортные происшествия происходят где-то далеко от меня. По крайней мере, в стороне. А люди гибнут в дорожных авариях исключительно по своей неосторожности, неосмотрительности. Сейчас, по прошествии лет, понимаю, что это не всегда так.

В крупную аварию с участием автобуса № 15, «прыгнувшего» в пойму реки Тула из-за отказа тормозов на крутом спуске у мотодрома в Новосибирске, попал много лет назад. Получив большую гематому ноги, вместе с другими пассажирами помогал выносить из автобуса-«гармошки» раненых пассажиров. К счастью, тогда все остались живы. Если бы водитель не направил автобус мимо моста, в реку, машина, у которой отказали тормоза, врезалась бы в идущие впереди грузовики или трамвай. Обошлось.

Большим потрясением через несколько лет стала гибель под колесами автомобиля одной из наших сотрудниц. Мы до сих пор помним никогда не унывающую, уверенную в себе и ободряющую всех Раису. Один миг — и нет человека...

Нынешний ноябрь черными метками чрезвычайных происшествий на дорогах прошелся по моим близким и знакомым.

Четвертого ноября был выходной день, к тому же по календарю — праздничный. Правда, занимался я бытовыми делами. На следующий день намечал съездить напоследок сезона покопаться в огороде. Однако копаться пришлось в земельке другой — по трагическому поводу. Четвертого ноября по телефону сообщили ужасающую весть — под колесами машины погиб мой племянник Саша — в день своего рождения, в 39 лет… В итоге — билет на поезд, похороны родственника, безутешные слезы моей сестры Зины, ее мужа Николая, их дочерей — Сашиных сестер.

Не успел отойти от потрясения, как вот тебе — новое. В середине ноября под колесами машины в Новосибирске гибнет Маша — молодая женщина из семьи, с которой мы с женой уже много лет идем вместе и в радости, и в горестях. На руках у Машиного мужа остались двое малолетних детей. Телевизионные новости пестрели сообщениями об этом ужасном происшествии, глубоко нас потрясшем. Как и в случаях с Раисой, с Сашей, с Машей всё произошло в темное время суток, свидетелей мало.

Да и вообще, многое покрыто мраком. Машины, унесшие жизни пешеходов, двигались на большой скорости. По предварительному заключению специалистов, автомобиль, насмерть сбивший Сашу, оставил тормозной путь в пять метров и еще семнадцать метров тащил тело, круша его. Это с какой скоростью надо ехать по населенному пункту в глубинке области, чтобы наворочать такой исход?

Куда спешим? Ответ на этот вопрос всегда найдется. Зачем отправляем на тот свет ни в чем не повинных людей? Найти этому оправдание практически невозможно.

Следствие разберется, надо полагать, в каждом случае, но вполне вероятно, что, так сказать, малозначительные детали останутся в стороне. Будь проложены тротуары в райцентре, где до своей гибели жил Саша, кстати, инвалид, не вышел бы он на асфальтированное полотно улицы.

Маша погибла прямо напротив дома — новосибирской многоэтажки по улице Выборной в Октябрьском районе. Переходила дорогу по пути в магазин. Место это — лакомый кусочек для предпринимателей. Один торговый павильон на другом. Дом обнесен высокой металлической оградой. Хочешь пройти — пользуйся другим тротуаром, вынесенным за прилегающую к дому территорию. Правда, черта с два воспользуешься им! С недавних времен, а точнее, с лета 2010 года, и этот тротуар перегородили металлическим забором. Прямо на месте тротуара разворачивается какое-то строительство. По одним данным, тут будет торговая точка, по другим — автомойка. Очевидцы говорят, что строители показывали разрешение мэрии Новосибирска на сооружение объекта. Рядом с забором — остаток газона и парковочный карман — опять же для автомобилей. Дальше — дорога, та самая, на которой с каждым днем всё больше машин и всё меньше возможностей у пешехода остаться в живых. Здесь и прошли последние секунды жизни Маши.

Вот такое жизненное пространство оставляют себе новосибирцы — с чьего-то молчаливого согласия.

Но пройдем несколько десятков метров ниже. Остановка общественного транспорта «Жилмассив» на той же улице Выборной. Выбор остаться в живых и тут у пешеходов невелик. Правила дорожного движения, как известно, рекомендуют переходить дорогу строго по плашкам «зебры». Однако, во-первых, попробуй ее найди, уже почти полностью стершуюся. А во-вторых, попробуй перейди дорогу по этой «зебре». По чьему-то головотяпству, иначе не скажешь, «зебра» та пролегает прямо через пятачок, на котором постоянно останавливаются многочисленные автобусы, маршрутные такси. Загорится для пешехода зеленый огонек светофора — невольно пойдешь там, где нет «зебры» — впереди или позади стоящего на остановке (и на пешеходной разметке!) пассажирского транспорта. Пойдешь на свет зеленый, а попадешь на тот свет… Еще и виноватым окажешься: специалисты по организации дорожного движения зафиксируют, что ты переходил дорогу, скажем, в пяти метрах от пешеходного перехода… Только и всего. Рвите, родные, волосы на голове, ревите белугой, а закон есть закон!

Перенести бы ту разметку в другое место, но некуда. Уже некуда, потому что там и тут понастроены парковочные карманы, торговые павильоны, как будто их у нас дефицит! А то как же: надо ж прямо в полутора метрах от проезжей части войти и купить себе пивка, коту — корма, а близким — цветочков. Если повезет, то цветочков непарное количество…

В Новосибирске для пешей ходьбы остается места всё меньше и меньше. Главное — не человек, а транспорт и торговля. Помнится, проспект Карла Маркса обещали превратить в пешеходный. Дудки! Транспорт движется по дороге мощными потоками, а от тротуаров фактически уже ничего не осталось: сплошные карманы для парковки машин, рекламные тумбы, щиты, флигелёчки, крылечки. Опостылевшие глазу препятствия для пешеходов.

А возьмите остановку общественного транспорта у метро «Речной вокзал» со стороны реки Оби. Пассажирам оборудовали просторную площадку, плиточкой выложили, но радоваться пришлось недолго: почти всё пространство сегодня загорожено какими-то павильонами. В одном угощает, прости господи, кажется, «Дядюшка Дрёмер», а другие ждут арендаторов. Потенциальным пассажирам ничего не остается, как тесно жаться к бровке дороги и становиться потенциальными жертвами проносящегося мимо транспорта. В случае чего, и отскочить будет некуда — запнешься о выступающее на метр крыльцо того самого «Дрёмера». Спрашивается, а сколько будут дремать те, кто ответствен за организацию просторных и безопасных остановочных мест в областном центре?

Кто виноват в том, что люди гибнут на дорогах? Водители или пешеходы? Сколько будет движение на Земле, столько будет продолжаться и спор об этом. Все хороши. Каждое утро мне приходится преодолевать широкую трассу улицы Новой в районе остановки «Магазин «Кристалл». Световой и звуковой сигналы возвещают пешеходов о том, когда можно, а когда нельзя переходить дорогу. И что? Обязательно находится, прошу прощения, козел-провокатор, который сам решается затеять игру в бойню, и других к этому подталкивает своим поведением на дороге — идет на красный свет. Хорошо, что лишь немногие поддаются на провокацию таких.

Нагло поступают и некоторые водители. Когда надо пропустить пассажиров на перекрестке улиц Немировича-Данченко и Сибиряков-гвардейцев, отдельные водилы поддают газу, чтобы успеть-таки проскочить перед носом шарахающихся в сторону пешеходов, идущих на зеленый.

Человек гордо оседлал красивых, скоростных коней. Железный век, железные сердца… Нет, сердца не железные. О том, увы, свидетельствует вскрытие жертв дорожно-транспортных происшествий.

Проблема аварийности и смертности на дорогах — одна из глобальных для современности. Каждый год дорожно-транспортные происшествия уносят на нашей планете один миллион двести тысяч жизней. Иными словами, за год исчезает город, почти равный по населению Новосибирску!

Ежедневно на дорогах мира уходят в мир иной около трех с половиной тысяч человек. Страшная статистика. Вспомним о ней во Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий и выразим соболезнование всем, кто потерял в авариях близких, дорогих людей…

… Начался новый, черный день еще для трех с половиной тысяч человек мира. Счет пошел. Стоп! Кто остановит его?!