Холестерин — главная тема разговора за обедом
«Почти всех мучит мысль»...
Меня удручает тот факт, что люди всех возрастов, и особенно пожилые, поступают неразумно, когда дело касается их здоровья. Некоторые очень умные мои пациенты оказываются доверчивыми и поддаются на обман, верят в только что придуманную панацею, как будто ее спустил с горы Синай новоиспеченный Моисей.
В настоящее время почти всех мучит мысль о холестерине. Как-то мне позвонил пациент, обеспокоенный тем, что уровень его холестерина оказался 220 мг, тогда как месяц тому назад он был 210 мг — разница незначительная. «Зачем повторять тест каждый месяц?» — спросил я. «Но ведь в этом нет вреда, и я могу себе это позволить».
Другой пациент был еще более воинственно настроен по поводу незначительного изменения уровня холестерина: «Не кажется ли вам, что мне следует внимательно следить за таким серьезным фактором риска, учитывая, что мой отец умер внезапно от инфаркта в возрасте семидесяти четырех лет?»
Их питание и так скудно
Озабоченность уровнем холестерина является широко распространенным явлением. И особенно негативно это сказывается на пожилых людях. Их питание и так скудно из-за зубных протезов, запоров, отсутствия аппетита и непереносимости многих питательных продуктов.
Когда я увидел госпожу Т., ей было около девяноста лет, она выглядела совсем увядшей и очень слабой. Я спросил, почему она за последние шесть месяцев похудела на семь килограммов, что было для нее крайне нежелательно. Она ответила, что ей практически ничего нельзя есть: «Мой кардиолог требует, чтобы я сократила в питании животные жиры для снижения уровня холестерина, специалист по диабету советует сократить употребление сахара, а терапевт предупреждает, что, потребляя соль, я утону в своей собственной тканевой жидкости». Я рекомендовал ей забыть эти советы, и питаться так, как она хочет. Через шесть месяцев она набрала вес и бодрость духа увеличилась.
Другой пожилой пациент жаловался: «Доктор, вы не сказали, какой у меня уровень холестерина». «Вы дожили до девяноста лет, — ответил я. — Какое это имеет значение? Это значит, что у вас здоровое питание».
Он спросил с серьезным видом, но шутя: «О чем же тогда я буду говорить за обеденным столом? Я буду чувствовать себя неудобно. Ведь холестерин — главная тема разговора, а мне нечего сказать. Это хуже, чем не знать имя президента».
Хорошо для бизнеса
Уровень холестерина определяется различными лабораториями, результаты анализа оказываются зачастую разными. Иногда даже в одной лаборатории результаты не одинаковы в разное время. По причине неучтенного различия в анализах возникают неразбериха и волнения. Довольно часто врачи ругают своих пациентов за увеличение уровня холестерина, а так как многие врачи определяют уровень холестерина в своих частных лабораториях, то это хорошо для бизнеса. Однако люди ничего не подозревают и щедро платят. Один умный пожилой ученый говорил: «Мой доктор очень внимателен ко мне, он измеряет мой уровень холестерина раз в месяц».
Или-или
Еще давно я заметил, что доктор Левайн был склонен запугивать пациентов и требовать, чтобы они вели здоровый образ жизни. Он обычно залезал в кислородную палатку, покрывающую кровать пациента и тщательно закрытую медсестрой. Такая палатка создавала мини-среду для пациентов с проблемами дыхания. Пробравшись внутрь через узкую щель, Левайн склонялся близко к лицу больного. Касаясь указательным пальцем его носа и четко выговаривая каждый звук, он произносил нараспев, как будто читал заклинание: «Если после этого сердечного приступа вы снова начнете курить, то умрете». Потом он выпутывался из кислородной палатки и уходил без слов. Разыгранное им представление действовало настолько сильно, что я не знаю случая, чтобы пациент, прошедший через это, снова закурил.
Статистика изнутри профессии
Почему люди все чаще предпочитают профессиональным врачам альтернативную терапию? Возможно, потому, что общепринятая медицина не избавляет от боли и недугов. В настоящее время успешное лечение получают 25 процентов пациентов, посещающих американских врачей. Остальные 75 процентов больных страдают недугами, с которыми научная медицина не может справиться.