USD 100.6798 EUR 106.0762
 

Я не люблю, когда мне лечат душу — трушу

Наталья ЗУБРИЦКАЯ. Фото Андрея БАУЛИНА.
Цезарь Петрович Короленко.
Цезарь Петрович Короленко.

Во Всемирный день психического здоровья было отмечено и 80-летие психиатрической службы Новосибирской области. На празднике профессиональные проблемы не назывались, а лишь подразумевались. Мы же попробуем совместить приятное с полезным: поздравить тех, кто лечит душевные болезни и расстройства, с юбилеем и вспомнить, почему Всемирный день проходил под девизом: «Без психического здоровья нет здоровья».

Синдром отсутствия времени
Жизнь в современном мире требует от человека больше душевных сил, чем прежде, потому что возникает острый дефицит времени. Синдром отсутствия времени, по мнению психиатров, воздействует на людей деструктивно. Еще один из разрушительных феноменов современного общества: «потеря злом своего прежнего обличья». Зло начинает казаться обыденным, и это не может не отражаться на душевном благополучии.

Тревога у людей приобретает хронический характер и служит почвой для психологических и психических нарушений как у детей, так и взрослых, причем возникают такие отклонения и расстройства, которые прежде не диагностировались. Сейчас в ходу понятие «пограничное состояние» психики, то есть неврозы, психопатии, реактивные состояния, которыми занимаются не только психиатры, но и терапевты, невропатологи, социальные работники.

— Думается, что люди нередко боятся обращаться за психиатрической помощью, чтобы не получить клеймо психбольного, — говорит главный психиатр области, главный врач психиатрической больницы №3 Алла Зимина. — К сожалению, люди предпочитают обращаться к психотерапевтам, в частные центры, а не к обычным врачам-психиатрам, хотя в сущности психотерапевт — тот же врач-психиатр.

Люди уклоняются от психиатрической помощи, потому что все еще боятся впоследствии быть «забракованными» или отвергнутыми окружением. Здесь мы подходим к еще одной большой проблеме, которая до сих пор существует: стигма в отношении психологических проблем, психических заболеваний и психиатрии в целом. Человек идет к психологу и боится, что об этом узнают на работе. Если узнали, начинают смотреть с подозрением: что у него не так? Если состоял на учете у психиатра, на человеке ставится крест. Он не может найти себе работу, нормально общаться со своим окружением. Это мировая проблема, но в нашей стране она иногда особенно выражена.

В обществе бытовало и до сих пор живо представление, что психиатрические больницы являются учреждениями для изоляции больных от здоровых людей. Дома, называемые в просторечии психушками, наводят на людей страх, хотя сегодня нет жалоб на ущемление прав граждан при психиатрической помощи. На первом месте уважение к человеку, независимо от того, живет он в Новосибирске, в Краснозерском или приехал из глубинки.

Один из героев писателя Чехова, автора известной «Палаты №6», в период утомления говорит, что хотел бы «сейчас полечиться у хорошего доктора от головной боли». В этом не только тонкая потребность, но и предвкушение удовольствия от процесса взаимодействия с врачом. По большому счету, с радостью надо идти и на встречу с психиатром, который может помочь. Тогда можно сказать: «А я люблю, когда мне лечат душу». В жизни бывает много таких целительных моментов — при общении с людьми, с природой, при соприкосновении с искусством. Надо только признаться себе в этом.

Мужественные и интеллектуальные
Психиатры — особые люди, их еще не принято награждать орденами и медалями, присваивать им громкие почетные звания, как другим труженикам. Они еще воспринимаются бойцами некоего невидимого фронта, о котором сравнительно недавно не очень распространялись вслух. Вместе с тем на тяжелейшем поприще лечения душевнобольных большинство врачей трудятся по 30 — 40 лет, их невозможно перечесть. В день празднования юбилея психиатров назвали элитой здравоохранения, так как они самые целеустремленные, мужественные и интеллектуальные люди.

С поздравлением выступил министр здравоохранения области Олег Агеев, который сказал, что в проекте модернизации здравоохранения предусмотрена и модернизация психиатрической службы. Строится новый корпус, на следующий год запланирована подготовка проектно-сметной документации новой клиники.

Вручались почетные грамоты губернатора области, областного Совета депутатов, мэрии Новосибирска и самой психиатрической больницы №3, с которой в 1930 году и начала развиваться психиатрическая служба области. В зале Дома актера, где шло празднование, кажется, не осталось ни одного представителя службы без награды, подарка, букета цветов. Поразила демократичность: руководителей отделений, врачей, медицинских сестер, санитарок награждали в одном ряду — без рангов.

Зачитали телефонограмму Минздравсоцразвития РФ: почетными грамотами федерального значения награждены пять специалистов психиатрической службы, и среди них профессор кафедры психиатрии и наркологии НГМУ, член Всемирной организации здравоохранения, член-корреспондент Российской академии наук высшей школы Цезарь Короленко, который возглавлял кафедру с 1964 по 2006 год. Эта кафедра подготовила создателя системы дианализа, профессора психиатрии, врача-психотерапевта Владимира Завьялова и президента психотерапевтической лиги России, вице-президента Всемирного совета по психиатрии Виктора Макарова.

Модернизация с гуманизацией
В Новосибирской области имеется концепция развития психиатрической службы региона со строительством комплекса психиатрической клиники со спортивным залом и бассейном для реабилитации больных. Но уже сегодня работают дневные стационары, работает отделение медико-социального патронажа. Лечиться можно, не отрываясь от дома, от профессиональной деятельности.

Служба психиатрической помощи за последнее десятилетие изменилась настолько, что можно привести сравнение, когда из феодализма государство шагнуло сразу в капиталистический строй. Прошло время, когда преследовались люди искусства, культуры и за убеждения попадали в психиатрические больницы. С выходом государственного закона о психиатрической помощи и с подписанием конвенции по правам человека ситуация стала принципиально иной.

Права пациентов защищены, и их соблюдение контролируется не только минздравом области, но и общественными организациями. Соблюдение прав пациентов, страдающих психическими заболеваниями, конечно, осложняет деятельность медицинских работников. Сегодня право на амбулаторное и стационарное лечение можно получить только с согласия пациента. А ведь он не всегда может адекватно реагировать на реализацию своего права, выражая согласие или несогласие. Нередко невозможно освидетельствовать человека, хотя его соседи, органы внутренних дел, общественные организации указывают на его неадекватное поведение. В случае несогласия пациента заняться его психическим здоровьем можно только по постановлению суда — это аксиома.

Сегодня мы должны убедить себя и общество в том, что надо быть терпимее к людям, которые находятся в стадии адаптации, душевного расстройства. Работодателям в крупных коллективах следует иметь психолога, конфликтолога и своевременно решать психологические проблемы. Не доводить ситуацию до появления у работников невротических состояний, когда уже требуется помощь специалистов с применением лекарственных средств.

Люди, лучше устроенные в обществе, у которых есть работа, которые проектируют свое будущее, в меньшей степени подвержены пограничным расстройствам, несмотря на то, что у них зачастую более высокий темп жизни. У тех, кто обращается за помощью к психотерапевтам и психиатрам по поводу пограничных расстройств, чаще всего есть какие-то причины: трудное детство, отсутствие жилья, неблагополучие в семье. У некоторых современных молодых людей не сформированы мотивы к достижению цели. К врачам может прийти человек, испытывающий «скачкообразную» неуверенность в себе. Врачи могут им помочь и предупредить суицид, наркоманию, алкоголизм.

«Гимн жемчужине»
В тот день в Доме актера была развернута выставка творческих работ пациентов разных возрастов, которые дважды в неделю получают арт-терапию, познают различные жанры искусства в реабилитационном досуговом центре психиатрической службы. В качестве иллюстрации к ней прилагаем один фотоснимок, на котором рука немолодой женщины-автора держит свою скульптуру — раковину с жемчужиной.

Несколькими часами позже при знакомстве с книгой главного психотерапевта области Владимира Завьялова я увидела главу «Гимн жемчужине». Текст, найденный в апокрифических деяниях апостола Фомы, символически объясняет внутреннюю сущность процесса психотерапии, ее миссию.

Наша сжатая версия: родители дают царскому сыну завет спуститься в бренный мир и освободить жемчужину, которую захватил Змей. Опасное путешествие, спуск на бренную землю, уподобление людям с их привычками, спасение души (жемчужины). Спаситель жемчужины — это как раз «психотерапевт». Непременное условие спасения души — уподобиться людям, «ведущим беспробудный образ жизни». Психотерапевт добровольно входит в ловушку, затем спасается сам и спасает жемчужину, чтобы вернуть ее к «первоистокам».

Фотографии статьи
Когда пациентка психбольницы работала над этой скульптурой, наверняка, что-то прекрасное росло и в ее душе.