«Неотложка» для медицины
С одной стороны, и городскую электронную регистратуру, расположенную на базе при подстанции «Скорой помощи» Дзержинского района, и больницу как раз-таки можно назвать образцово-показательными. Главная медицинская инновация — электронная регистратура в Новосибирске открылась в апреле этого года. Пока к ней подключены 10 лечебно-профилактических учреждений Дзержинского, Центрального, Железнодорожного, Калининского и Кировского районов. Момент, когда мы поднялись сюда, оказался самым пиковым для регистраторов. Девушки не могли даже улучить минутку, чтобы представиться. Неудивительно, ведь ежедневно в регистратуру обращается в среднем до тысячи горожан!
Полезные новшества появились и на машинах «скорой помощи». С помощью GPS-навигаторов системы ГЛОНАСС диспетчер Надежда Щапова, дежурившая во время нашего приезда, без особых хлопот определила, какая машина занята, а какая может выехать по вызову пациента.
По словам Галины Рвачевой, начальника главного управления здравоохранения мэрии Новосибирска, система ГЛОНАСС появилась в помощь медикам всего полгода назад и отлично зарекомендовала себя: «Время ожидания машины уменьшилось с 18 минут до 4,4 минуты».
Однако медики не стали скрывать, что Служба скорой помощи переживает и серьезные проблемы. Оказывается, около 40 процентов вызовов — это звонки не от больных, которым действительно требуется экстренная медицинская помощь. Очень часто новосибирцы звонят в «скорую», потому что не дозвонились или не захотели пойти к участковому врачу. С одной стороны, прихватило желудок, а в поликлинику идти не хочется, а «скорая» приедет и позаботится. Все бы ничего, но представьте себе, что в это время где-то произошло, допустим, страшное ДТП или у человека случился инфаркт, срочно нужна машина, а ее нет, она числится на вызове.
«Для врачей «скорой помощи» обслуживание еще и непрофильных больных является очень серьезной нагрузкой. И это притом что в новосибирских поликлиниках и больницах имеется запас избыточных мощностей. Поэтому задача номер один: с помощью электронной регистратуры перенаправить таких пациентов к участковому врачу. Но как это сделать правильно? Допустим, человек обратился в «скорую», специалист регистратуры перенаправил его, а с пациентом стало плохо. Представляете, какой риск для врача?
Чтобы снизить нагрузку на «скорую» и уменьшить риск для врача, необходимо принять соответствующий документ, разработанный совместно медиками и юристами, который четко бы регламентировал подобные ситуации. В других субъектах РФ есть подобные документы. Я поручил профильным министерствам этот опыт изучить. Если он нам покажется полезным, мы его применим и в нашей области», — сказал Василий Юрченко.
Посещая второе медицинское учреждение, временно исполняющий обязанности главы региона остался доволен увиденным. Действительно, реорганизация городской больницы в городской геронтологический центр стала яркой иллюстрацией, как заштатное учреждение можно превратить в картинку, так что посмотреть любо-дорого. Лечатся здесь люди пожилого возраста. Первое отделение на 60 коек открылось весной этого года, через неделю планируется открытие второго отделения еще на 60 мест.
Василий Юрченко зашел в палаты, поздоровался с пациентами, поинтересовался, как их лечат. Отзывы — самые теплые. Руководство центра приложило все силы для того, чтобы это временное пристанище для больных людей стало уютным, оборудованным по последнему слову медицинской техники.
«Геронтологический центр является современным медицинским учреждением даже по мировым стандартам, — уверен Василий Юрченко. — К сожалению, сегодня вся российская система здравоохранения нуждается в модернизации, поэтому Правительством Российской Федерации и было принято непростое решение об увеличении страховых взносов, которые в первую очередь должны быть направлены на укрепление материально-технической базы медицинских учреждений. Как показывают социологические опросы, жители нашей области тоже вполне справедливо не удовлетворены качеством медицинского обслуживания по ряду параметров. Модернизация системы здравоохранения как раз направлена на то, чтобы изменить ситуацию к лучшему».