Фронтовые дороги художника Ивана Титкова
Журнал печатался на машинке, отражал боевой путь части, был богато иллюстрирован бойцом Титковым, который нередко выступал и в качестве очеркиста, а также писал стихи. Всего было выпущено 32 номера этого уникального издания, явившегося своеобразной летописью одной из частей Пятой армии.
Причем вся эта журнально-издательская деятельность, за которую художник был премирован политотделом армии именными часами, проходит на фоне прямых фронтовых обязанностей артиллериста-разведчика Титкова: он совершает вылазки на передовую, выслеживает оборону противника, наносит на карту расположение вражеских позиций и огневых точек, чертит панорамы артиллерийских плацдармов и направляет огонь своих батарей.
Только за период зимних боевых действий 1941 — 1942 гг., по свидетельству политрука части Варакина (сборник «Сибиряки-гвардейцы»), Иван Титков разведал 82 блиндажа, 8 дзотов, 24 пулемётных гнезда и 11 миномётных батарей, которые потом разгромила наша артиллерия. После взятия нашими войсками ряда узлов обороны противника подтвердилось, что схемы и панорамы их расположения, нанесённые на карту Титковым, соответствовали действительности.
Война стала для всех испытанием мужества и патриотизма, а для художника Титкова ещё и суровой школой совершенствования профессионального мастерства в нечеловеческих фронтовых условиях. Он отразил увиденное и пережитое в трёх тысячах произведений живописи и графики.
Многие из работ Титкова, созданных на фронтах, воспроизводились во фронтовых и центральных газетах. Третьяковская галерея, эвакуированная из Москвы и разместившаяся в здании Новосибирского театра оперы и балета, организовала выставку фронтовых рисунков И. В. Титкова. Как признают искусствоведы, этот накопленный на фронте материал стал впоследствии основой многих его значительных живописных и станковых графических композиций.
В 1942 году в Новосибирске был выпущен огромным для военного времени пятнадцатитысячным тиражом сборник очерков и стихов «Сибиряки-гвардейцы» с указанием в выходных данных: «Иллюстрации художника-фронтовика, замполитрука, орденоносца И. В. Титкова».
Сотни рисунков с огневых позиций Иван Васильевич отправлял на хранение в оргкомитет Союза художников в Москву. В 1943 году при активной помощи художников П. Соколова-Скаля, В. Мухиной, Е. Ряжского, М. Манизера, А. Герасимова, В. Журавлёва он выступает в оргкомитете с отчётной творческой выставкой фронтового рисунка.
Всё творчество Ивана Васильевича Титкова военного периода, да и последующие работы на темы, связанные с войной, являют пример того, как увиденная, прочувствованная, через душу и сердце пропущенная, порою горькая, порою страшная правда прибавляет значимости даже самой, казалось бы, простенькой зарисовке.
Творческий багаж Титкова военных лет условно можно поделить на три массива.
Первый образуют зарисовки, наброски, рисунки репортажного характера, сохранившие дух времени, имеющие особую ценность художественного документа, словно отмеченные печатью истинности. Техника этих работ обусловлена фронтовым бытом: бумага, иногда картон (почти всегда из подручных источников — то обложка подобранного на пожарище детского альбома, то нарезанная второпях обёртка), карандаш (обычный, графитный, иногда цветной, совсем редко — профессиональный угольный). А сюжетный ряд многообразен, как сама жизнь: здесь и горестные зарисовки разрушенных и сожжённых фашистами сёл и городов, полные трагизма портреты беженцев — детей и стариков, брызжущие дружелюбным юмором картинки фронтового окопного быта, портретные зарисовки пленных оккупантов, крохотные пейзажные заготовки для памяти. Кроме того, целую галерею портретов однополчан художник раздарил своим натурщикам, которые сразу же разослали их по домам.
Второй массив составляют работы, в которых художник пытался более пристально, глубоко, профессионально отразить увиденное. И акварель, темпера позволяют ему создать более убедительные, художественно-полноценные произведения. Размер работ оставался небольшим, мобильным, носимым. О холстах и масляных красках приходилось только мечтать, вздыхать, вспоминая годы мирной жизни.
Характерной для этого условно обозначенного второго массива является небольшая работа Титкова «Подвозчики снарядов. На передовой. 1942 год». Грамотно выстроенная композиция, уверенное цветовое решение, академическое двойное (от заходящего солнца и от костра) освещение, мастерский уровень рисунка — всё это наличествует в ней. А кроме того, есть точно переданное состояние, напряжённый психологизм, созданные лаконичными художественными средствами. И, бесспорно, правда факта, ценность документа.
Третий массив работ военной тематики составили произведения Титкова послевоенных лет. Цену Великой Победы Иван Васильевич знал и считал своим долгом донести эту правду до всех. Многие годы им создавались полотна, эпические и величественные, полные трагизма: «Опалённые (Курская битва)», «В боях за взятие Кенигсберга», «Через Брянские леса», «Вручение партбилета в блиндаже», «На Волоколамском направлении», «Прощание», «Вечер на передовой», «На КП (Западный фронт)».
Художественная убедительность этих вещей восхищает. Внутренний драматизм и напряжение достигают высокого накала. Патриотический пафос и образный строй неотразимо действуют на зрителя.
В послевоенные годы Иван Васильевич постоянно работает над военной темой, создаёт большие полотна (такие как «На маневрах СибВО»), пишет портреты солдат и офицеров. 13 января 1967 года в окружном Доме офицеров открылась выставка заслуженного деятеля искусств РСФСР И. В. Титкова, посвящённая армейской тематике. В 1972 году в Центральном доме Советской армии им. Фрунзе проводилась выставка работ Ивана Васильевича, посвящённая борьбе за мир. Эта выставка потом стала передвижной и была показана во всех военных округах СССР. За большую и плодотворную работу по военно-патриотическому воспитанию советских воинов Иван Васильевич Титков был награждён министром обороны СССР Почётной грамотой и именным оружием.
Народный художник России Иван Васильевич Титков родился в 1905 году в селе Пичкиряево Спасского уезда Томской губернии. Умер в 1993 году в Новосибирске.
Живописец, график, член Союза художников СССР, России с 1933 г., заслуженный деятель искусств РСФСР (1956), народный художник РСФСР (1981).
Участник Великой Отечественной войны. Служил артиллеристом-разведчиком, на фронте с 1941 по 1945 гг. Войну закончил в звании старшины, награжден двумя орденами Красной Звезды.
Работы художника находятся в Новосибирском государственном художественном музее.