USD 100.6798 EUR 106.0762
 

Единство противоположностей

Дмитрий Карманов

Зстетство невероятное, согласитесь. Продолжалось оно сотни лет, пока некто из философов, имя которого нам неизвестно, не озарился откровением. Звучало оно примерно так: северный склон горы всегда в тени, южный всегда на свету. Но гора при этом одна, она — большая и целая, включает в себя как светлый, так и темный склон. Так родилось базовое для восточных философий понятие Инь (темное) и Ян (светлое). Обнаружив единство противоположных цветов с помощью горы, китайские философы с удивлением обнаружили дуализм (или бинарность) во всем: во вкусах — горькое и сладкое, в чувствах — любовь и ненависть, в консистенциях — твердое и мягкое... Во всем. Радости философов не было предела: их созерцание стало еще интереснее, поиск противоположностей и установление связи между ними сделал времяпрепровождение еще более приятным...

Расслабленное созерцание кончилось в одночасье, во второй половине III века до н.э. В Китае в это время правил легендарный Цинь Шихуанди (это его покой охраняет знаменитая Терракотовая армия). Он объединил железной рукой воюющие царства, ввел по всей империи единую меру весов и дорожной колеи, начал чеканить единую для всех монету. Однажды первый император Китая задумался, кто же мешал или что мешало его предшественникам, царям небольших государств, объединиться в большую сильную страну. Вывод оказался поразительным: философы. Это им, прикормленным у тронов, не хотелось ничего менять. Это они поддакивали своим патронам, когда те ходили войной друг на друга. Это они писали бессмысленные стихи и любовались горами вместо раздумий о судьбах государства. Это они придумали Инь и Ян, однако сами этой мудрости не следовали, навязав эту философию простым людям: у вас, плебеев, не жизнь, а темная Инь, у нас, элиты, вся жизнь — светлый Ян, ничего не поделаешь, такова гармония мира... «Уничтожить бездельников», — таков был приказ Цинь Шихуанди. Их книги были сожжены, стихи, поэмы, размышления запрещены по всей империи. Настала эпоха прикладного утилитаризма: востребован и выживает тот, кто что-то умеет делать, а не рассуждать. Китайские крестьяне и ремесленники не могли нарадоваться на своего императора.

Но медицинские трактаты Цинь Шихуанди велел оставить: он уважал медицину. Да и подданных кто-то должен был лечить. Естественно, к этому времени вся медицинская литература была пропитана идеей Инь и Ян. Именно в ней они сохранились, чтобы спустя столетия после смерти Цинь Шихуанди вновь выйти «в свет» и занять свое место в философских обоснованиях экономических, соци¬альных и политических теорий Китая.

Свое наибольшее и прикладное значение Инь и Ян имеют в китайской и — шире — восточной традиционной медицине. Нарушение всеобщей и определенной гармонии и есть причина всех заболеваний и недомоганий человека. Китайцы видят черное и белое практически во всех аспектах человеческой жизнедеятельности. Могут ли негативные эмоции вызвать болезнь? Могут! Вредная работа влияет на наш организм? Безусловно! Нездоровая еда губит нас? Неминуемо!

Все вышеперечисленное — передозировка в нашем организме и психике черной Инь. Чтобы быть здоровым, нужно добавить светлый Ян: находить время думать о приятном, уметь отдыхать после работы, правильно питаться.

Сами китайцы честно следуют этим правилам: на представления — от национальной оперы до западных рок-групп, по утрам всем населением делают утреннюю зарядку тайцзицюань, создали невероятно здоровую кухню, ухитрившись оставить ее очень вкусной.

Это простейшие примеры применения Инь и Ян в повседневной жизни китайцев. Аккуратно следуя принципу «гармония превыше всего», китайцы верят, что даже в самом черном есть толика белого, и самое белое не бывает без капли черного. Это очень четко изображено в графическом исполнении Инь и Ян. В русском языке есть аналог восточной мудрости в поговорке «Жизнь — то белая полоса, то черная». Однако в нас явно недостает той убежденности китайцев, что, преодолевая трудности в темноте, ты обязательно выйдешь на светлые склоны горы.