Переправы, переправы...
Военкомат отправил меня на учебу в Москву, где совершенно секретный институт готовил настолько же секретных инженеров-саперов. Враг рвался к Москве, и нас, не закончивших учебу курсантов, отправили в сентябре 1941-го на формирование 40-й танковой бригады, во взвод саперов, который обеспечивал ее продвижение. Мне в составе этой бригады довелось участвовать в обороне Москвы, боях на Курской дуге, освобождать Украину, Польшу, штурмовать Берлин…
Много было за военные годы боевых эпизодов, которые огнем впечатались в память. Мы разминировали минные поля для прохода танков и пехоты, обеспечивали преодоление переправ, форсирование рек, строили небольшие мосты, прокладывали дороги через болотные топи, настилая их из бревен.
В июле 1944 года наш взвод после Западного Буга обеспечивал переправу 40-й танковой бригады через реку Сан. Вечером мы подошли к реке, нашли брод, наметили место переправы — там, где танкам будет удобно подойти к берегу. И… обнаружили три глубоких воронки, которые остались после фашистской бомбежки. Именно там, где был брод! Тут же стали устанавливать в опасных местах опознавательные знаки — тяжелые машины должны обойти воронки. Каждый танк пропустили по намеченному пути. После этой операции получили приказ-благодарность за четкую и быструю переправу танковой бригады, которая, как и мы, в те дни шла на Запад — к Победе.
А в мае следующего года я, как и мои боевые товарищи, расписался на Рейхстаге...