Как стать выдающимся учёным
Ещё будучи студентом НГУ, стал известен в кругу математиков новыми интересными научными результатами, и через несколько месяцев после окончания университета успешно защитил кандидатскую, а через два года — докторскую диссертацию на тему «Элементарные теории полей», которая была признана как выдающаяся научная работа в математике.
В двадцать семь лет Юрий Леонидович Ершов стал заведовать отделом математической логики Института математики СО АН СССР, в 1977 году был избран членом-корреспондентом АН СССР, и в 1991 году — действительным членом РАН.
С 1977 года Юрий Леонидович Ершов одновременно заведует кафедрой в НГУ, и с 1986 по 1994 год он ректор университета. Кроме того, с 1992 по 2002 год он возглавляет минвузовский институт дискретной математики и информатики. И в 2002 году становится директором одного из самых старейших и уважаемых научных учреждений СО РАН — Института математики им. С. Л. Соболева.
Его научные работы широко известны в математических кругах, переведены на несколько языков мира. Многие математические термины и понятия (такие, к примеру, как «иерархия Ершова») носят имя сибирского математика.
Юрий Леонидович имеет государственные награды: ордена «Знак Почёта», «За заслуги перед Отечеством IV степени», медали. В 2003 году был награждён Государственной премией РФ. Лауреат премии фонда имени М.А. Лаврентьева.
На этом можно было бы поставить многоточие (много работы ещё впереди), поздравить уважаемого академика с юбилеем, пожелать сибирского здоровья и …закончить. Но всё-таки позволим себе несколько абзацев «пособия для начинающего учёного».
Начала
«Характеристика на Ершова Юрия, ученика 10 «А» класса СШ №30 ст. Новосибирск Томской жел. дор.
Ершов Юрий, обучаясь в СШ № 30 с 1-го по 10-й класс, проявил отличные способности. На протяжении многих лет он заканчивал учебный год только на «отлично». Экзамены в 10-м классе также сдал все на 5.
Несколько лет был старостой класса, а во втором полугодии в 10-м классе был секретарём комсомольской организации класса.
Надо отдать должное, что общественную работу он выполнял по-казённому, без желания и огонька. Все мероприятия, проходившие под его руководством, шли самотёком, хотя при желании он мог бы организовать коллектив.
Занимается покрывательством нарушителей дисциплины, критические выступления всегда бывают беспредметными.
Физически развит хорошо, занимается в гимнастической секции. Взаимоотношения с товарищами хорошие.
18/VI—1957 г. Кл. рук. (подпись)».
Куда пойти учиться дальше? Это был не столь уж и очевидный выбор. С детства мечтал стать геологом. Потом все кругом, в том числе и родители, советовали всё-таки развивать свои математические способности. В ту пору гремел Московский физтех: а почему бы и нет? Подчитал кое-что, подготовился и поехал в столицу. Математика и физика письменно «пять», физика устно тоже «пять». К решающему экзамену по устной математике члены приёмной комиссии готовились как следует: предстояло «зарезать» всех, кроме... В «кроме» Ершов не попал: часа четыре два молодых математика мучили его и так и эдак — он не сдавался. А ну-ка вот это? Наконец-то попался! Неважно, что «вот это» было далеко за пределами программы, и сибиряк его знать попросту не мог. Гуд бай, Москва!
На год — завод Чкалова, трудовая школа. Потом, чтобы уж не терять время понапрасну, поехал поступать в Томск, ТГУ. Начал учёбу весьма успешно, но в 59-м открыли университет в родном Новосибирске, о котором сразу же заговорил весь мир. Последовала одна, вторая просьба о переводе, кое-как отпустили уже после письма матери в министерство. И вот он в НГУ, Ленинская стипендия, снова избрали в комсомольский актив. И после его фактического бездействия в комитете комсомола привлекли к ответу: почему не активен? После совета со своим научным руководителем академиком Мальцевым (уже вовсю занимался наукой) сказал, что будет помогать отстающим. Что и делал. Но в общественного деятеля (в традиционном понятии) так и не вырастал: чувствовал, что математика превыше всего. И по большому счёту оказался прав.
Ректор «универа»
Как свидетельствуют его ученики, студенты любили его, а преподаватели уважали.
Не исключено, что доброе чувство к «преподу» Ершову начиналось ещё с «абитуры»: помня, как его некогда ни за что ни про что «зарезали» на экзамене в физтех, сам он всегда стремился рассмотреть в кандидате в студенты-математики прежде всего не натасканность, а способность неординарно мыслить. Нелюбовь Юрия Леонидовича к трафаретным решениям передавалась ребятам и на его лекциях, распространялась и дальше.
Уже будучи ректором, он нежно относился к команде КВН университета: видимо, чувствовал «родню» и сожалел, что сам не может «задрав штаны, бежать за комсомолом…» А вот они могли и в пору его ректорства «добежали» до финалов в Москве и шумно гремели своими успехами на всю страну.
Одних нестандартное мышление в конечном счёте приводило на кафедру, в большую науку, и они, как его ученик член-корреспондент РАН Сергей Гончаров, становились известными учёными (всего учениками академика Ершова защищено 14 докторских и 40 кандидатских диссертаций), других — в бизнес (там тоже нужны хорошие мозги), а третьи вообще каким-то образом попадали в общественную жизнь, хотя учитель никогда не учил их ничему подобному, потому что, повторимся, сам был далёк от стандартного представления об общественной деятельности. Хотя, кажется, сама судьба вела его за руку по карьерной лестнице. Впрочем, слово «карьера» для него тоже не подходит, лучше изъясняться на языке самого Ершова: по иерархической лестнице, имея в виду прежде всего иерархию интеллекта.
В труднейшие годы перестройки ректор Ершов сумел сохранить кадры университета, при нём полставочники получали больше, чем была зарплата в ту пору в обнищавших институтах СО РАН. Несмотря на финансовые трудности, именно в те годы он начал активно строить и укреплять материальную базу вуза.
А нестандартность мышления студентов имела и другую строну медали: в этот период стали призывать студентов в армию, дело доходило до забастовки. Ершов летал специально в Москву, встречался с бывшим академгородковцем Егором Лигачёвым, конфликт был улажен. А ребята, которым пришлось служить, вернулись в НГУ все до одного.
Это Ершов добился создания на базе физико-математической школы Специализированного учебно-научного центра имени М.А.Лаврентьева, который стал частью НГУ, на основе реорганизации и включения в состав НГУ политехникума был создан высший колледж информатики НГУ с техническим факультетом, который стал готовить специалистов в области информатики, потребность в которых сегодня известна.
Зри в корень…
Корень — это, разумеется, собственно математика, наука. Это благодаря в первую очередь успехам Юрия Леонидовича на научном поприще стало возможно и то, и другое в университете, и в Институте дискретной математики, и в таком мощном структурном образовании, каким является Институт математики имени С.Л. Соболева.
На недавней пресс-конференции журналисты спросили председателя СО РАН академика Александра Асеева, как он оценивает значение Ершова для науки.
— Математика всегда была, — сказал он, — «секретным» оружием Сибирского отделения. На базе сибирской математической школы зиждется деятельность почти всех научных учреждений СО РАН. А Юрий Леонидович, учёный мирового уровня, — достойный лидер этого направления.
Труды академика Юрия Ершова переводят на многие языки, и некоторые его книги, такие как созданный в соавторстве с американцами А. Нероудом и Дж. Реммелем и его учеником Сергеем Гончаровым фундаментальный двухтомник «Handbook of Recursive Mathematics», стали действительно настольными в математическом мире.
В своём кругу учёные разных специальностей общаются на языке, понятном только очень немногим. Математика — базовая наука, мать всех наук. Мы попросили в канун юбилея Юрия Леонидовича одного из его учеников доступным языком перечислить на бумаге основные научные достижения выдающегося учёного. Наша просьба была удовлетворена, но повторить написанное мы не рискуем — бессмысленно.
С какой-то драматической неизбежностью специализация учёных делает их работу непонятной не только для широких масс, но и для смежных направлений. Вчитайтесь в статьи, интервью Юрия Леонидовича, размещённые в интернете: он видит проблему несколько по-другому, неустанно протестует против ЕГЭ, считая его способом натаскивания, и не более, детей в школе: мол, где уж тут говорить о развитии творческого мышления! Он выступает резко против бюрократических методов реформы образования и науки. Он понимает, что ликвидировать разрыв между понятийными аппаратами среднего человека и учёного невозможно, но необходимо подтягивать уровень математической подготовки с малых лет, как основе мышления вообще.
В своих статьях и публичных выступлениях он не устаёт повторять: давно созрело такое понятие, как интеллектуальная безопасность общества, где науке принадлежит главенствующая роль. Сегодня пожалеешь денег на развитие науки — завтра пойдёшь с сумой по миру за кредитами. И не только. Всё развитие цивилизации ставит человечество в зависимость от рисков, им самим же и созданных: от бомбы до передачи энергии на расстояние и биоинженерии. И только наука способна преодолеть новые беды, которые нас ожидают за горизонтом. Как, впрочем, и обогатить нашу жизнь: материально и главное — духовно.