USD 100.6798 EUR 106.0762
 

Как не разбазарить общее достояние

подготовила Наталья ЗУБРИЦКАЯ
Прививка — это вовсе не страшно (кадр из комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница».
Прививка — это вовсе не страшно (кадр из комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница».

В конце ХХ века, когда Всемирная организация здравоохранения и центр контроля за профилактикой заболеваний на планете подводили итоги основных заслуг здравоохранения перед обществом, то ВОЗ именно вакцинопрофилактику объявила основной заслугой здравоохранения перед человечеством. Благодаря иммунизации спасено столько жизней, что их число не поддается подсчету. Вакцинопрофилактика не только предупреждает заболевания, но и создает условия для их ликвидации. Накапливается коллективный иммунитет, и инфекции, не солоно хлебавши, гаснут.

В Новосибирской области в результате проведения прививок существенно снизился уровень распространения инфекционных заболеваний. Когда-то повсеместно распространенной свинкой, то есть паротитом, сегодня болеют не более 11 — 13 детей ежегодно. По сравнению с 2005 годом заболеваемость гепатитом В успела снизиться в 6 раз. Область готовится к получению сертификата, что у нас изжита корь.

Однако инфекции эти не зря называют управляемыми. Стоит только перестать ими управлять, как они сразу начинают управлять нами. Достаточно привести такой пример: в 90-е годы прошлого столетия была активная пропаганда отказа от вакцинации против дифтерии. Как признаются сегодня специалисты, вспышка, которая за этим последовала, была страшной: сотни тысяч заболевших и несколько тысяч погибших в Советском Союзе. То же можно сказать и о полиомиелите. Наша страна свободна от него, но как только появляются регионы, где начинают манкировать этими прививками, так инфекция вскоре дает о себе знать. Например, в Чеченской республике на какое-то время отказались от прививок и сразу получили вспышку полиомиелита, стало больше инвалидов.

Вакцинация проводится по национальному календарю профилактических прививок. При Минздравсоцразвития РФ действует группа экспертов, которые анализируют отечественный и зарубежный опыт применения вакцин и постоянно вносят предложения по совершенствованию национального календаря, и примерно раз в 5 лет календарь прививок изменяется. Это позволяет более эффективно защищать детей и взрослых от инфекционных заболеваний.

Наталья Шульгина:

— Осложнений или тяжелых реакций после вакцинации в Новосибирской области не наблюдается уже несколько лет. Современные вакцины являются высокоиммуногенными и малореактогенными, поэтому не дают побочных эффектов. Учитывая наличие в области современных вакцин, можно прививать детей даже с отклонениями в состоянии здоровья, естественно, с разрешения врача.

По национальному календарю сейчас производится вакцинация против 10 управляемых инфекций — прививки, которые может оплатить бюджет нашего государства. Пока это минимум, то есть наш национальный календарь, по мнению специалистов, находится на уровне календарей развитых стран примерно 80 — 90-х годов прошлого века. Если родители беспокоятся о здоровье, о будущем своего ребенка, то имеет смысл ставить вопрос о расширении календаря прививок. Причем особым образом: для каждого отдельно взятого ребенка. В зависимости от того, чем он болеет, в каких условиях живет.

Татьяна Ивлева:

— Вакцина против гемофильной инфекции давно зарегистрирована на территории России, но, к сожалению, такого широкого применения, как бы нам хотелось, она не имеет. Для меня было культурным шоком увидеть пациентов, которые прибыли из Киргизии и Таджикистана с плановой прививкой против гемофильной инфекции. У нас пока этого нет. То же самое касается пневмококковой инфекции, потому что пневмококки вызывают серьезные поражения в организме. Они являются наиболее частой причиной отитов, бронхитов, пневмоний и гнойных менингитов. Сегодня мы имеем вакцины, которые позволяют защитить от пневмококковой инфекции все население, начиная от двухмесячных младенцев и далее без ограничения по возрасту.

Инфекционисты хотят, чтобы в национальный календарь была введена, например, вакцинация против гемофильной, пневмококковой инфекций, против ротавируса, ветряной оспы, девочек-подростков — против вируса папилломы человека. Но это не только организационный, но и экономический вопрос.

В 2009 году у детей в Новосибирске по всем управляемым инфекциям, кроме туберкулеза, достигнут рекомендуемый уровень охвата профилактическими прививками — 95 процентов. Почему, кроме туберкулеза? Потому что у нас многие мамы в родильных домах, не позволяют своевременно иммунизировать младенцев.

Есть также медицинские отводы от вакцинации туберкулеза, в частности, потому что рождаются недоношенные дети, порой с экстремально низкой массой тела. Но наибольшая проблема — по ревакцинации, которая проводится ребятам в 6 лет. Из-за высокой заболеваемости туберкулезом многие к этому возрасту уже тубинфицированы, поэтому планы ревакцинации не выполняются.

Татьяна Ивлева:

— Меня, как и всех моих коллег, беспокоит проблема родительских отказов от прививок. Их сейчас у нас, к сожалению, становится больше. Отказы оформляем просто пачками, испытывая боль в сердце, потому что эти дети или взрослые через какое-то время могут в тяжелом состоянии оказаться пациентами наших инфекционистов.

Прежде чем принять решение об отказе от вакцинации, каждая семья должна проконсультироваться со специалистом. Если есть какие-то опасения, тревоги, лучше их озвучить в беседе с доктором и попытаться в партнерских отношениях решить этот вопрос. Если у человека есть противопоказания, никакой доктор не будет рекомендовать вакцинопрофилактику. Но если доктор говорит: «Вам надо сделать прививку», значит, надо настроиться и сделать этот шаг.

Отказники ссылаются на возможные осложнения после вакцинации. Распространено представление, что, например, вакцина против коклюша вызывает энцефалит и энцефалопатию. Это уже стало притчей во языцех. В европейских странах даже прошли суды над этой вакциной. В результате многократно в ряде стран мира было доказано, что количество осложнений после вакцинации и количество данной патологии в популяции абсолютно одинаковое, значит, не вакцина виновата в осложнениях.

Федеральный закон определил профессиональные сферы, учреждения, работая в которых взрослые подлежат обязательной вакцинации по специальному перечню инфекций. Туда входят, например, образовательные и медицинские учреждения. Однако даже среди медицинских работников, которые должны быть сознательными по определению, число отказов от вакцинации сегодня растет. «Значит, — говорят инфекционисты, — при необходимости должна власть употребить администрация конкретных учреждений».

Врачи готовы к дискуссии с противниками иммунизации. В прошлом году такая дискуссия состоялась. По мнению инфекционистов, ни одного аргумента против вакцинации оппоненты не привели. Рассуждения сводятся к фразе: «Вакцинация — это плохо. Почему? Да не почему, просто мы так считаем».

— Хорошо, что есть оппозиция. Критика мобилизует интеллект, улучшает организацию, нашу готовность к защитным действиям. Это своего рода битва за здоровье ребенка. Значит, надо спорить, убеждать, даже если приходится доказывать очевидное, — признает Ирина Извекова.

Надо дорожить коллективным иммунитетом — народным достоянием. А с инфекциями лучше не заигрывать. Они похожи на пожар, который легче и дешевле предупредить, чем потом погасить.