USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Фашист прошел мимо. И смерть вместе с ним

Светлана СИВАКОВСКАЯ.

Потому что на вырезке этой, на опубликованной в газете фотографии шагал навстречу читателям в строю военных музыкантов отец Виктора — Владимир Емельянович Гуселетов.

Вот ведь как… Сам человек, когда-то сильный и крепкий, давно уже не ступает по этой земле, не живет на ней вместе с нами. А на хрупкой от времени, такой уязвимой бумажной странице — смотрите, какой он веселый и гордый в строю победителей…

Поиск газеты представлялся непростым. Не столько из-за давности публикации, сколько оттого, что хранилась она у сельских родственников Виктора Гуселетова, проживающих далеко от областного центра. Заголовок газетного материала не запомнился и переписать хотя бы часть текста сразу в голову не пришло. Потом, когда вернулся в Новосибирск, пожалел об этом, конечно, да что уж жалеть… Но точно запомнил, что шла в газете речь о вот-вот предстоящем 50-летии Великой Победы. Значит, рассудили мы вместе, искать нужный номер надо в подшивках за январь — май 1995 года.

К сожалению, в редакционных архивах газет за эти месяцы 1995-го не оказалось. И пока мы с этим разбирались… Пока судили-рядили, куда теперь лучше обратиться Виктору Владимировичу, в областной ли архив, или быстрее будет найти нужный номер в библиотеке… Пока добывали нужные адреса и телефоны… Словом, поделился он накипевшим на душе желанием разыскать давнего, с мальчишеских лет, друга своего отца — Анатолия Красикова.

Владимиру Гуселетову, как вспоминает его сын, навсегда запомнился первый их с Толей Красиковым «боевой» день войны. Тогда, 7 ноября 1941 года, из Омска провожали на фронт Сибирскую дивизию. В этот день они, два горящих ненавистью к фашистам пацана, сбежали на войну. Подумаешь, нет восемнадцати! Какое значение имели недостающие год-два, если не было для них дела важнее, чем защитить свою землю. Два раза Володю с Толей возвращали домой, но с третьей попытки их план удался.

Всю войну они прошли вместе. Почти всю. Но незадолго до Победы настиг Владимира Гуселетова страшный своей несправедливостью день, когда хмурые люди в форме НКВД арестовали его друга Толю Красикова — бесстрашного бойца и замечательного человека. То ли сказал чего молодой солдат, не подумав о вездесущих «ушах», то ли напраслину на него возвели, но пропал без следа. Судьба его дальнейшая для Владимира так и осталась неизвестной. Только и сказал командир, что дали Анатолию 25 лет лагерей как изменнику Родины. И все расспросы строго-настрого пресёк как вредные и для любопытных опасные.

«После войны отец друга не искал. Очень хотел, но боялся за семью. А потом, не дождавшись никакой весточки, и надеяться перестал, что живой», — вздыхает Виктор Гуселетов.

Слово за слово, вспомнились Виктору Владимировичу и другие отцовские рассказы о войне, о разных ее днях — очень горьких и неожиданно счастливых. Как в 1942-м выходили бойцы из окружения… Шли малочисленными группами через болото, потом через кладбище. Эсэсовцы, выискивая окруженцев, растянулись цепью. Владимир Гуселетов лежал между могил, вжавшись в землю, и видел, как подходят они все ближе и ближе — сытые, холеные, уверенные. Вот фашисты поравнялись с могилами. Шаг, еще шаг, черные сапоги глубоко вдавливаются во влажную землю… Подошва одного из эсэсовцев подмяла ладонь Владимира, а тот, не чувствуя боли в отдавленных пальцах, поднял голову, чтобы встретить смерть глаза в глаза. Немец на мгновение остановился. Свободная рука Гуселетова потянула вверх оружие, мелькнула мысль: «Все равно умирать, так хоть нескольких фрицев за собой утащу». А немец… Быстрыми, незаметными для остальных эсэсовцев, движениями одной только кистью руки дал понять лежащему меж могил бойцу — ниже, ниже, вожмись в землю, и, пожалуйста, тихо… Так и остался солдат в живых, из окружения вышел и воевал до самой Победы…

А в 1944 году — другой, очень памятный случай. После боя кавалеристы отдыхали: кто курил, кто спал, кто мылся… И вдруг шум, волнение, детский плачущий голос. Мальчишка прибежал весь в слезах. «Помогите, — кричит, — дяденьки! Людей в сарае жгут!» Владимир с товарищами на коней — и вперед. Едва успели, но освободили, спасли от лютой гибели и местных жителей, и раненых советских солдат. Фашисты такого стремительного нападения не ожидали, ни один не ушел. Но история этого дня на том не закончилась. Сорок с лишним лет спустя, в 1978-м, приехали к Гуселетовым сваты — дочку Владимира Емельяновича присмотрели. Отец жениха, тоже фронтовик, с отцом невесты о боях-победах вспоминали, об особенных военных днях и обстоятельствах. И — ни в одном кино такого не увидишь! — оказалось, что для свата тот день тоже незабываемым оказался. Потому что был он одним из приговоренных к огненной смерти в том деревенском сарае…

Память об отце для Виктора Гуселетова с каждым годом всё дороже. Потому и разыскивает он с таким упорством и старые газетные снимки, и его друга-ветерана. Помогите ему! Вглядитесь внимательно в эту фотографию 1933 года. На ней Толя Красиков (слева) и Володя Гуселетов — еще школьники, воспитанники войсковой части. Если вы родственники или друзья Анатолия Красикова, если вы прочитаете эти строки, увидите этот снимок — отзовитесь, пожалуйста! Позвоните или напишите в редакцию, позвоните Виктору Гуселетову. Он будет очень ждать ваших звонков и писем.

Когда верстался номер: изучив архивы, Виктор Гуселетов нашел снимок своего отца в строю военных музыкантов. Наши расчеты оказались верными — материал был опубликован в газете «Советская Сибирь», № 8 за 14 января 1995 года.

Внимание, поиск
Сын ветерана Великой Отечественной войны Владимира Емельяновича ГУСЕЛЕТОВА ищет Анатолия КРАСИКОВА, друга и боевого товарища своего отца, или его родственников. Очень прошу откликнуться! Мои координаты: (383) 261-71-58, 8913-905-65-35, 630124, г. Новосибирск, Гусинобродское шоссе, д. 11, кв. 74,Гуселетов Виктор Владимирович.