USD 102.5761 EUR 107.4252
 

«Открытие SPF-вивария — одно из главных научных событий года»

подготовил Никита НАДТОЧИЙ. Фото автора.
Новый виварий похож на дворец.
Новый виварий похож на дворец.

Приехали даже гости из уральского Миасса (с завода медицинского оборудования), которые выполняли сложнейший заказ на установку и монтаж уникальной научно-исследовательской базы. (К слову, весь виварий пока блещет первозданной чистотой и почти пуст: «чистокровных» SPF-мышей, то есть свободных от патогенных микроорганизмов согласно высочайшим мировым стандартам, сюда, кроме своих, выращенных в СО РАН, завезут из Германии. Возведение вивария такого уровня обошлось в весьма значительную сумму — свыше 300 миллионов рублей.)

И вот что сказал академик Александр Асеев на торжественной церемонии открытия:

— Это большое достижение не только Института цитологии и генетики, но и всего Сибирского отделения. Новое здание и его оборудование — пример высоких технологий и высокой науки. Биология становится наукой ХХI века, и с открытием нового центра мы снова оказываемся участниками главных событий.

Председатель СО РАН также особо выделил проблемы проверки нанобиобезопасности, решать которые теперь способен ЦКП (Центр коллективного пользования) на базе иститута цитологии и генетики.

— С вводом в действие SPF-вивария созданы новые возможности для взаимодействия с нашими коллегами из медицинской и сельскохозяйственной академий, вузов Сибири, — отметил директор ИЦиГ СО РАН академик Николай Александрович Колчанов. — Это уникальный объект на территории от Урала до Тихого океана. К нам уже пришло несколько обращений по содействию в организации и развертывании подобных комплексов в других регионах России.

Заведующий отделом генофондов экспериментальных животных института доктор биологических наук Михаил Мошкин выразился, на первый взгляд, несколько парадоксально:

— Разведение лабораторных животных — самая динамично развивающаяся область животноводства.

И тут же пояснил: крупные виварии мирового уровня на маленьких мышках зарабатывают сотни миллионов долларов. Около 60 процентов особей идет на доклинические испытания лекарств и препаратов, около 20 — на испытания новых материалов и продуктов, еще столько же — на фундаментальные научные исследования. Прежде всего речь идет о мышах, 95 процентов генов которых совпадает с генами человека. Поэтому быстро растет количество генетических пород мышей: сегодня оно превысило 20 тысяч, а к 2030 году ожидается до 300.000 генотипов мышей. В мире создано уже 22 центра биогенетических ресурсов, в число которых вступает теперь SPF-виварий СО РАН.

Международный стандарт SPF — Specific Pathogen Free — отсутствие патогенных микроорганизмов. В современной науке это базовое требование к экспериментальным животным. Чтобы производить опыты и доклинические испытания лекарственных разработок, нужен именно формат SPF, которым теперь будет обладать виварий ИЦиГ СО РАН. В нём предусмотрены три изолированные барьерные зоны, позволяющие обеспечить карантинный контроль вновь поступающих животных, их племенное разведение и использование в экспериментах.

Чтобы перевести в статус SPF те генетические линии, которые уже получены в ИЦиГ, в виварии организована служба редеривации (освобождения от патогенной микрофлоры). В настоящее время в ИЦиГ выведено 20 генетических линий собственной селекции: 15 генотипов мышей и 5 — крыс. Но это только начало: всего здесь будет обитать порядка 80 тысяч особей — своеобразных «чистых листов» для получения нужных научных результатов.

Хозяева охотно показывали приглашённым (в их числе были и журналисты) сияющие светом и чистотой лаборатории (оборудование ждёт своих пациентов). Вот одну мышку, наверное, специально для гостей, поместили в специальный магнитно-резонансный компьютер Biospec производства германской компании Bruker. На дисплее компьютера отчётливо видны все её внутренности, сокращающееся сердце. Советник РАН академик Владимир Шумный делает пояснения.

* * *
А несколькими днями раньше в другом научном учреждении Академгородка, в институте органической химии, состоялась другая более скромная по масштабам презентация: о своих работах рассказывали сотрудники Лаборатории фармакологических исследований (ЛФИ).

Мы вспоминаем о ней не случайно: это два звена одной и той же научной цепи, которой связаны (не сказать — скованы) все институты Сибирского отделения, и уж тем более с «помощью» мышей — институты биологического профиля.

Заведующая лабораторией доктор биологических наук Татьяна Толстикова рассказала и показала, как ведется разработка новых лекарственных агентов — действующих веществ будущих медицинских препаратов. Здесь проводятся доклинические испытания новых перспективных лекарственных веществ и дженериков — аналогов существующих лекарств. На современном оборудовании в ЛФИ проводят фармакологические исследования новых индивидуальных агентов природного и синтетического происхождения. Конечная цель деятельности лаборатории — новые перспективные лекарственные агенты, кандидаты для проведения доклинических испытаний. В настоящее время наиболее близки к завершению испытаний три агента, разработанные в НИОХ СО РАН из сырья растительного происхождения, — симваглизин, глицидипин, бетамид.

И что характерно, эффективность лекарственных веществ здесь проверяется «in vivo» — на мышах, крысах и кроликах. Вот для создания банка животных с нужной генетикой в СО РАН и создан SPF-виварий, о котором мы рассказали вначале, и который отныне будет одним из важнейших центров коллективного пользования (ЦКП) далеко не только Сибирского отделения РАН.

Фотографии статьи
Томограф для маленьких, но таких значимых для науки пациентов.
Александр Асеев и Михаил Мошкин.