USD 108.0104 EUR 113.0947
 

И вернуться к себе, к человеку…

Наталья МАНТОРОВА. Фото автора.
Анастасия Петроченко: «Главное – искренне любить свое дело».
Анастасия Петроченко: «Главное – искренне любить свое дело».

Всероссийский день баяна, аккордеона и гармони прошел также в Новосибирском ДК железнодорожников. Пока — в виде камерного концерта (впредь его планируется размахнуть куда шире) вперемежку с лирическими, историческими и философскими вкраплениями. Младшее поколение в основном музицировало. Старшее — выступало с комментариями, воспоминаниями, назиданиями… И лейтмотив этого милого, поистине семейного огонька с оттенком академичности был прост: пускай наши славные спутники истории — баян, аккордеон и гармонь — вернутся как можно ближе к сути своей. Пускай звучат на все лады, сближают нас, объединяют, сплошь пронизывают животворной энергией, пропитывают силой, а главное — радостью. Искренней радостью, которая в свете современных фантазий на тему благополучия все более становится раритетом. На самом-то деле!

«Нужно этот праздник воспринимать как некую закваску, — сказал Юрий Марченко, сопредседатель оргкомитета известного конкурса-фестиваля им. И. Маланина, традиционно проходящего в Новосибирске.

— Страна должна учиться отдыхать. Не только трудиться, не только переживать и выживать, но и праздновать в широком смысле слова». Кто-то поспорит? Что, что, скажете вы, а уж эту премудрость усвоили россияне сполна и бесповоротно. Да, можно сколько угодно сидеть за столом, лежать перед телевизором, массово бродить по городу, сливаясь в мимолетном экстазе при виде роскошного фейерверка… Но! «Настоящий праздник — это не ничегонеделание, — продолжил Юрий Григорьевич. — Это своеобразная зарядка, это возвращение человека к человеку, возвращение к самому себе. Сегодня мы не вполне понимаем, что такое праздники, поэтому часто лепим их искусственно. Но научить праздновать — значит, научить жить. Долгое время у нас был экономоцентризм, трудоцентризм. Тут мы преуспели, показали, что умеем многое. Но почему-то стали хиреть, разрушаться, слабеть… Почему? Потому что праздников настоящих нет — сплошной дефицит любви, родства, радости… Имитация этого всего — да, есть. И вот чтобы воспрепятствовать «гашению» нации, нужна именно та закваска, о которой мы сегодня говорим».

Тон событию задавали студенты Новосибирской государственной консерватории им. М. Глинки, которых отрекомендовывал публике её профессор Александр Крупин. Звучало многое — от классики до цыганочки, от русской плясовой до джазовых импровизаций. Ребята, иной раз волнуясь, но выкладываясь от души, сумели показать потрясающий спектр возможностей баяна и аккордеона. Была, конечно же, и гармонь, их старшая сестрица. Которая на определенном этапе истории стала незаслуженно им проигрывать в респектабельности. Эксперты это подтвердили. И на празднике ей поистине был устроен курс реабилитации — силами бывалых исследователей и молодых артистов. Так, Иван Давиденко, гармонист со стажем, член правления Музея сибирского баяна и гармони им. И. Маланина, исполнил марш «Прощание славянки», написанный в 1912 году и часто звучавший во время Великой Отечественной: «Василий Иванович Агапкин, создатель марша, в 1941 году на параде 7 ноября дирижировал сводным оркестром, когда шли войска в бой. Силы музыкантов нужны были как боевое оружие. Формировались из этих музыкантов целые части, взводы, но даже отдельные гармонисты поднимали боевой дух».

Иван Григорьевич продемонстрировал также в действии крохотную древнюю, но гордую певицу: «Это маленькая гармонь, весьма своеобразная. Тальянка, в общем. Я ее держу 20 лет, но, к своему стыду, так и не научился играть. К ней особый подход нужен. Я только продемонстрирую звук», — и все же что-то простенькое, но внятное изобразил (в плясовом духе). Вспомнив новосибирского баяниста Арсентия Шлюбченко, который сказал однажды: «Чтобы играть на тальянке, консерватории мало. Надо кончать народные курсы».

Кстати, своего рода «народные курсы» молодым участникам концерта предстоит еще в любом случае освоить. Ребята, конечно, срывали в этот день аплодисменты. Но в то же время их буквально «благословляли на бой». Поскольку стоит признать: не та уже репутация у баяна, аккордеона и гармони, что прежде. Особенно на фоне всех псевдо- и субкультур... «Вам будет стоить огромных трудов удержать народную музыкальную культуру, национальную культуру, — обратился Юрий Марченко к ребятам.

— Так что — успехов!» «Сегодня здесь собрались те, кого агитировать за народную культуру не надо, — добавил Анатолий Михайлов, председатель правления Музея сибирского баяна и гармони им. И. Маланина.

— Но выпусти-ка этих музыкантов на менее искушенную публику, в детский лагерь, например, или на современное предприятие! Что будет? Словом, задача ваша — самим сегодня воспитывать себе слушателя. Магомет должен идти к горе».

Ребята отдают себе в этом отчет. И многие уверены в успехе: «Чтобы его добиться, нужно, кроме природных данных и большого желания, иметь трудолюбие, усидчивость, — говорит участница концерта, студентка-аккордеонистка Анастасия Петроченко, обладатель Гран-при фестиваля им. И. Маланина и 25-кратный (!) лауреат различных международных музыкальных конкурсов. — Ну а главное — искренне любить свой инструмент, свое дело».

В том, что усердие, трудолюбие, а главное любовь помогут сотворить чудо и сделать День баяна, аккордеона и гармони поистине всенародно чтимым, помогающим жить, уверен Николай Примеров, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, директор Музея сибирского баяна и гармони им. И. Маланина: «Суть праздника не в том, чтобы просто прийти послушать музыку. А в том, чтобы помочь людям возродить в них душевные, духовные силы. Мы станем в тысячу крат сильнее, если у нас будет как можно больше истинно народных праздников. Сегодня наш народ действительно разобщен, а ведь Русь всегда жила единым духом, единой культурой. И все праздники отмечала сообща, целыми селениями, деревнями. Как одна семья!»

Добавим, дата для нового праздника — 20 марта — выбрана по принципу рациональному: мол, со сроками проведения разных других праздников, а также традиционных фестивалей, конкурсов и так далее она не пересекается. И в дачный сезон не входит (важно!). А для Новосибирска итого символична: если День баяна, аккордеона и гармони приживется (а в данном направлении энтузиасты уже начали активную работу), то отмечаться он будет по соседству с днем рождения знаменитого русского гармониста, нашего земляка Геннадия Заволокина. Геннадий Дмитриевич, как помним, родился 18 марта…

Фотографии статьи
Иван Давиденко: «А к этому инструменту особый подход нужен...»
Юные гармонисты Слава Агеев и Дима Вожиков, воспитанники Николая Примерова: «Не дадим народной песне кануть в Лету!»