USD 103.7908 EUR 108.8705
 

Отправляясь в больницу, следует быть готовым не только к приему лекарств

подготовил Вадим ГЛУХОВ. По материалам коллегии адвокатов «Форум».

Как часто в тяготах телесного недуга мы вдруг теряем самообладание, не умеем проявить достоинство, отстоять свои интересы. Не потому ли, несмотря на то, что медики всегда занимают лидирующие позиции в рейтинге уважаемых профессий, недовольные их работой пациенты находятся всегда.

Бывает, конфликт в медучреждении наносит ущерб здоровью человека — и тогда факт нарушения прав больного, врачебная ошибка становятся предметом судебного разбирательства между пациентом и врачом. Скажем прямо: отправляясь в больницу, следует быть готовым не только к приему лекарств, но и к защите своих прав — ради общего порядка и собственного благополучия.

Судебная практика по делам о качестве медицинских услуг постепенно меняется. Если раньше люди вообще не обращались в суды за защитой своих прав в области здравоохранения, полагая, что выиграть подобные дела нереально, то теперь таких дел становится с каждым годом все больше — как по уголовным делам, так и по гражданским. Это связано с тем, что люди сегодня лучше знают свои права, а также с развитием платной медицины. Человек, оплачивая медицинские услуги, требует положительного результата. Он не желает выбрасывать деньги на ветер.

Но следует понимать, что и в условиях бесплатной страховой медицины гражданин может и должен проявлять активность в защите своих интересов. Например, известный новосибирский адвокат Павел Яровой советует нам внимательно изучать предоставляемые медучреждением документы по оказанию врачебной помощи, в которых прописаны объем услуг, цена и обязательства больницы, поликлиники и т. д. Обычно оказание лечебных услуг оформляется договором.

Но сможем ли мы самостоятельно разобраться в его условиях, если плохо чувствуем себя, волнуемся? По этому поводу можно дать совет: отправляясь в медучреждение, брать с собой помощника из близких людей — два глаза хорошо, а четыре лучше. При внимательном прочтении могут быть обнаружены различные уловки — например, положение о том, что весь риск последствий медицинских манипуляций пациент берет на себя. Или — человек приходит за лечебной услугой, а ему предлагают подписать полис с каким-то посредником медицинского добровольного страхования. И он, не вникнув в суть вопроса, подписывает, полагая, что это и есть гарантия качества услуг…

Следует знать, что любой договор — дело сугубо добровольное и каких-либо ограничений по его содержанию не существует, но действует одно непреложное правило: ни один договор не может ухудшать права гражданина как потребителя услуг по сравнению с тем, как такие права определены в законе.

Поскольку медицина наша не всесильна, она не может гарантировать стопроцентный успех — это понятно каждому здравому человеку. Проблемы возникают тогда, когда неблагоприятные для здоровья пациента последствия — результат непрофессиональных, ошибочных действий врача. Нередко последствия бывают столь тяжкими, что возбуждается уголовное дело. Например, врач-стоматолог, удаляя зуб (реальное дело в Новосибирске), повредила женщине челюсть, об этом пациентке стало известно лишь спустя время, когда пришлось обращаться за помощью повторно, чтобы унять усиливающуюся боль. Рентген показал, что сломанные кости начали гнить. Пациентку спасли, но в результате ее лицо деформировалось. Было возбуждено уголовное дело, но обвинительного приговора суд не вынес в связи с тем, что дело было прекращено на основании амнистии. В дальнейшем в судебном порядке решался вопрос о возмещении материального ущерба и морального вреда. Или другое дело: врач, взявшись за лечение ребенка, поспешил и выдал диагноз без исследования, проведения анализов — ребенок умер.

Юристы отмечают, что судебная практика таких дел по возмещению морального вреда различная, однако наблюдается общая тенденция к увеличению сумм взыскания. Несколько лет назад за тяжкие последствия взыскивали десятки тысяч рублей, сегодня — сотни тысяч. Хотя в развитых западных странах это миллионы долларов.

По гражданскому законодательству судебную ответственность за врачебный брак несет медицинское учреждение (любой формы собственности) — вне зависимости от того, в штате трудится врач или по договору найма.

Иногда читателей интересует и такой вопрос: в каких случаях человека могут лечить принудительно? Такое возможно в случаях его бессознательного состояния, например, при необходимости оказания скорой медицинской помощи, а также по закону об оказании психиатрической помощи, когда человек в силу психического заболевания опасен для себя или для окружающих.

Уважительное отношение к пациенту декларируется во всех нормативных документах, каждый случай грубости и хамства со стороны медицинского персонала — это повод для жалобы в вышестоящие государственные инстанции (горздрав, облздрав). Если это произошло в частной медицинской фирме, следует обращаться в лицензирующий орган. Жалоба подается в письменном виде. Если сам пациент не может этого сделать в силу состояния здоровья, он может привлечь родственника и любое другое лицо, которому он доверяет. По каждой жалобе проводится обязательная проверка, о результатах которой заявитель уведомляется в письменной форме в течение месяца со дня подачи жалобы.

О врачебной тайне
Требование закона: врачебную тайну соблюдать неукоснительно. Сегодня запрещено даже указывать характер недомогания в больничных листах. Подобная информация может быть предоставлена только по требованию правоохранительных органов или суда.

О коррупции
Пациента должны насторожить настойчивые рекомендации медперсонала приобрести «уникальное» лекарство у определенного лица или совет выдать деньги на его приобретение. Надо помнить, что по страховой медицине все услуги оказываются бесплатно, а на коммерческой основе дополнительные денежные расходы пациента фиксируются бухгалтерскими документами.

Правда еще и в том, что, оказавшись на больничной кровати, люди боятся перечить медперсоналу, полагая, что это может отразиться на качестве их лечения. И недобросовестные врачи, которые еще, к сожалению, встречаются, всячески эксплуатируют эти опасения. Вариант только один: не терпеть, обращаться в соответствующие органы.