Хочешь быть богатым и знаменитым?
О том, как, для чего и кому это нужно, рассказывает Марина АНАНИЧ, заместитель руководителя департамента науки, инноваций, информатизации и связи.
— Идея с марафоном появилась после завершения «Интерры». Тогда в воздухе витало много идей, и стало понятно, что области необходима система научных, образовательных, инновационных, инвестиционных форумов, семинаров, тренингов и других мероприятий для молодежи.
На «Интерре-2010» особое внимание будет уделено именно реализации проектов, созданию фирм. Можно сказать, что инновационный марафон становится предшественником «Интерры».
В программе марафона предусмотрено более 200 как стационарных, так и «плавающих» мероприятий. Это ярмарки, «круглые столы», видеосеминары, мастер-классы. Одно отличие: если раньше мы были готовы обучать всех, то сейчас вход в образовательные программы марафона обязателен только при наличии инновационных проектов любого плана — социального, управленческого, технологического.
У марафона две задачи. Первая связана с формированием инновационной культуры, вторая — с укреплением системного отбора, подготовки, «упаковки» и поддержки проектов.
— Сколько будет вложено средств в человека?
— Мы будем вкладываться не в человека, а в проекты.
На «посевное» финансирование область готова выделить до двух миллионов рублей. Это уже треть проекта. Параллельно может выделить средства и центр поддержки молодежных инициатив. Областной венчурный фонд готов к инвестициям в 6 — 8 проектов. При этом мы отдаем себе отчет, что инноваторов много не бывает, всего 5 процентов от всех. Опять же нам придется заниматься с преподавателями в вузах. Обычный, «классический», педагог не пойдет. Человек, обучающий инновациям, должен сочетать в себе образовательные технологии и консалтинг.
К «Интерре» департамент обязательно выпустит блок методических рекомендаций, которые можно условно назвать «Курсом молодого инноватора». В нем будут прописаны такие темы, как защита интеллектуальной собственности, маркетинг, продвижение проекта и другие необходимые вещи.
Промежуточные итоги марафона мы подведем на трех мероприятиях. Это «УчСиб», где будут награждены лучшие проекты. Это конкурс рекламных компаний для инновационных проектов, который проводится впервые в области, с помощью которого мы собираемся решить две задачи.
Инновационные фирмы в основном состоят из людей, продвигающих свои технологии, но, как правило, не чувствующих рынка. Зато студенты — рекламисты, маркетологи, пиарщики — умеют продвигать продукт, хотя и не знают производственные технологии. Так вот, мы объединяем эти две группы специалистов. 13 февраля в Новосибирске для молодых маркетологов, пиарщиков состоится семинар по инновационной теме, затем им прочтут лекции асы нашего рекламного рынка. Обе группы команд будут работать до 20 апреля.
Третье, промежуточное, подведение итогов состоится далее по графику на летней Сибирской венчурной ярмарке, которая в четвертый раз откроется в Новосибирске. Вот так мы системно собираемся двигаться к «Интерре».
— Финальная цель — выйти на инвестиции «РОСНАНО»?
— Нет, будут рассматриваться разные варианты. Но если проект — из сферы «РОСНАНО», мы будем отправлять туда. Если бизнес-проект покажется интересным венчурным инвесторам, представим на венчурной ярмарке.
Пока мы имеем в «портфеле» около 100 проектов. Через марафон мы надеемся обучить более 400 человек. После работы с проектами мы надеемся хотя бы десять вынести на федеральный уровень. Это должны быть сильные проекты, которые помогут ребятам стать богатыми и знаменитыми и, если хотите, прославить Новосибирскую область.
— Как вы собираетесь работать с молодежью из районов области?
— Интересным проектом департамента стали видеоконференции с районами. Первый успешный опыт был получен в декабре, когда в таком формате департамент провел первый семинар по предпринимательству, правда, пока не со всеми районами области. На сеансе видеосвязи с нами находились молодые люди Багана, Маслянино, Бердска и Искитима. Все остались довольны, и в рамках инновационного марафона в таком формате мы собираемся обучить не менее ста человек.
Видеоконференции и видеосеминары с тем или иным районом области планируем проводить ежемесячно. Возможно, там не будет глубоких технологических проектов, но вполне могут родиться социальные или управленческие.
— Какие шаги нужно предпринять молодому жителю города или области, чтобы стать участником инновационного марафона?
— Основная работа идет через вузы. Во время обучения преподаватели присматриваются к студентам. По результатам анкетирования, проведенного нашим департаментом, только 46 процентов студентов знают, что в области создана инновационная инфраструктура: бизнес-инкубаторы, центры развития творческих компетенций, творческие мастерские. Так что первое, что надо делать, — быть активным, студент должен проявлять инициативу. От этого зависит ваше будущее.