USD 106.1878 EUR 112.0200
 

По машине каждые семь секунд

Наталья ШРЕЙТЕР
Вычислительная платформа, макет гибридного внедорожника BYD Yangwang U8, на котором инженеры видят все процессы и могут вносить корректировки в работу. Фото: Анна Швагирь
Вычислительная платформа, макет гибридного внедорожника BYD Yangwang U8, на котором инженеры видят все процессы и могут вносить корректировки в работу. Фото: Анна Швагирь

Три миллиона электромобилей в год выпускает китайский автоконцерн

От аккумуляторов для мобильных телефонов до современных авто и поездов, «питающихся» электричеством, — такой путь китайский концерн BYD (Build Your Dreams* — «построй свои мечты») проделал менее чем за 30 лет. В прошлом году компания обогнала знаменитую Tesla («Тесла») по проданным в мире автомобилям с электроприводом.

Правда, в России подобную машину пока не купишь. Но опыт технологического развития не становится от этого менее интересным. В рамках пресс-тура, организованного Генеральным консульством КНР в Екатеринбурге, делегация сибирских журналистов побывала в главном офисе предприятия в Шэньчжэне.

Будущее — в розетке

В выставочном зале концерна представлены все марки автомобилей, выпущенных компанией: от элегантных седанов до мощных внедорожников, способных передвигаться по самый кузов в воде. Половина авто — гибридные модели, сочетающие электрический привод и бензиновый двигатель. Но будущее концерн видит в развитии и совершенствовании электроверсий. Логика понятна: для густонаселенных территорий машина без выхлопных газов — настоящее спасение. Кроме того, электромобили дешевле в обслуживании, чем бензиновые собратья. Сейчас Китай — особенно южные территории с мягким климатом — всячески приветствует использование именно этого вида транспорта, даже номера машин на улицах разного цвета: с электроприводом — зеленые, бензиновые — синие. Сразу видно, кто ответственно относится к окружающему миру, а у кого это еще впереди.

Как отмечают специалисты концерна, одной из главных особенностей автомобилей является их безопасность и экономичность. Так, компания разработала аккумулятор в форме лезвия, который стал самым безопасным аккумулятором в мире. Его форма позволяет значительно уменьшить риск возгорания и взрыва. Кроме того, автомобили BYD расходуют всего 2,9 литра бензина на 100 километров, а полная заправка бензином и электричеством позволяет проехать более 2000 километров. Также создан двигатель с тепловой эффективностью 46 процентов, который занимает первое место в мире. Этот двигатель позволяет экономить топливо и деньги, делая автомобили доступными для широкого круга потребителей.

Впрочем, компания активно работает не только над совершенствованием двигателя. Инновации в области автомобилестроения тут в каждом техническом узле внутри и снаружи авто. Например, за счет специальной системы, работающей через интернет, можно использовать функцию автоматического вождения, которая позволяет управлять машиной не только человеку за рулем, но и извне. А система из семи экранов поможет пассажирам общаться и развлекаться во время поездки хоть вместе, хоть порознь. Еще одна полезная технология — «глаз». Она дает возможность идеально припарковаться даже в очень узком месте, машина буквально боком втискивается на парковку.

049-15-02_M.jpg

Стена патентов концерна BYD, всего компания зарегистрировала 48 000 собственных технологий. Фото: Анна Швагирь

Количество разработок и инноваций концерна поражает: в презентационном зале завода в Шэньчжэне представлено 1250 патентов, а всего их более 48 000. Как сообщили сотрудники компании, по количеству патентов она занимает первое место в мире.

Водитель больше не нужен?

Кроме автомобилей, концерн активно включился в разработку технологий для общественного транспорта: компания потратила пять миллиардов юаней на создание «облачных» автобусов и поездов. Это беспилотные механизмы, которые управляются специальной системой: в радиусе до 200 километров можно отследить процент зарядки аккумулятора, состояние корпуса и «начинки». Беспилотные автобусы способны распознавать дорожную разметку и светофоры, а также выполнять сложные маневры, такие как обгон и поворот. О любой технической неисправности система предупреждает заранее. Как пояснили специалисты компании, это делает пассажирские перевозки даже более безопасными, чем традиционные. А сам вид транспорта — экологически чистым. По данным из открытых источников, облачная система сейчас управляет 145 тысячами городских автобусов. Как отмечают представители компании, подобные технологии отлично решают проблему пробок в больших городах и незаменимы там, где нет возможности построить метро.

Осталось добавить, что BYD присутствует на рынках более 50 стран мира. Компания активно развивает свой бизнес за пределами Китая, чтобы стать глобальным лидером в области электромобилей и солнечной энергетики.

Воплощение мечты менее чем за 30 лет

1995 год — основание компании BYD в Шэньчжэне. Литий-ионные батареи стоили дешевле японских аналогов и быстро захватили значительную долю рынка. Спустя пять лет аккумуляторы поставляются для компаний «Моторола» и «Нокиа». Через три года на базе Циньчуаньского автозавода создано BYD Auto. Еще через два начинается массовое производство модели, ставшей самой продаваемой в КНР.

2023 год — BYD обогнала Tesla по количеству проданных в мире автомобилей с электроприводом — три миллиона против 1,84 миллиона.

* Русская транскрипция — «билд йо дримс».

ФАКТ
В 2020 году мир столкнулся с новым вызовом — пандемией коронавируса. Концерн BYD, как и многие другие компании, решил внести свой вклад в борьбу с этим заболеванием и начал выпускать маски и другие материалы, необходимые для защиты от инфекции. Уже через семь дней первые изделия вышли с производства. За десять дней маски появились в продаже и были доставлены в другие регионы. Всего за 24 дня компания стала крупнейшим производителем масок в мире. Каждый день выпускалось по 100 миллионов изделий. Этот опыт показал, что в условиях кризиса можно быстро адаптироваться к новым реалиям и начать производить необходимые товары.