USD 103.7908 EUR 108.8705
 

Территория больших надежд

Вадим ГЛУХОВ. Фото Сергея СУВОРОВА.
Каждый день — на охране порядка.
Каждый день — на охране порядка.

Нередко в таких воспоминаниях присутствует образ участкового уполномоченного милиции. Приходилось слышать от иных городских старожилов слова благодарности в адрес нашего участкового — защитник, наставник, педагог, судья, как отец родной...

Там, где есть такой участковый уполномоченный милиции, каждый житель двора, улицы, микрорайона чувствует себя спокойно: случится беда — есть к кому обратиться за защитой, советом. Из рассказов о местном Анискине (если кто не знает, то был такой советский сериал об участковом милиционере — «Анискин и Фантомас», побивший рекорды популярности, главную роль в котором исполнил М. Жаров), традиционно рисовался образ житейски мудрого, справедливого, зрелых лет милицейского служаки. Хороший образ, но жизнь теперь гораздо богаче на краски...

Об этом подумалось, когда журналистская дорожка свела с участковым уполномоченным милиции управления внутренних дел Заельцовского района Новосибирска майором милиции Виктором Михайловичем Терентьевым.

По горячим следам
...Это произошло в конце октября. Терентьев, направляясь на участок, зашел в дежурную часть своего отдела. Там обычная картина: женщина принесла заявление о грабеже. Рассказывает о происшествии дежурному офицеру, а у самой от пережитого волнения руки трясутся, голос перехватывает.

Несовершеннолетний сын был дома один, вдруг раздался звонок в дверь. Спросил — там молодые голоса: «Открой, не бойся!». А кто боится? — открыл, вошли двое малознакомых парней. Заглянули в комнаты — никого взрослых. А раз так — в охапку компьютер — и ходу. Пришла мать домой, мальчишка в шоке. Кто? Как? Почему? Тут уж точно испугался.

Женщина сбивчиво перечисляет дежурному приметы грабителей:

— Один был высокий, одет в черную куртку, синие джинсы...

— А второй?

Виктор Михайлович прислушался к разговору, интуиция подсказывала, что грабители где-то рядом. Память участкового принялась прокручивать бесконечные стоп-кадры неблагополучных подопечных. Внимание остановилось на двух местных хулиганах с улицы Линейной. Ранее они состояли на учёте в подразделении по делам несовершеннолетних. Неужели докатились до уголовного преступления?

Участковый вышел из дежурной части и направился по знакомым адресам, домой к подозреваемым. Застать на месте удалось только одного из них. От неожиданности встречи 19-летний молодой человек сначала не понял, о каком грабеже идёт речь, принялся рассказывать о том, как недавно отобрал у 12-летнего школьника телефон, потом сознался и в хищении компьютера.

Оставалось возбудить уголовное дело, что и было сделано. Сегодня отрабатывается причастность «приятелей» к совершению аналогичных преступлений.

Подобные ситуации возникают в практике участкового постоянно — его информированность помогает распутывать самые сложные преступления. В уголовном розыске знают истинную цену опытному участковому уполномоченному милиции — такие кадры в МВД на вес золота.

В прозе дней и ночей
Работа участковым — для одних трамплин в карьере (многие начальники новосибирской милиции прошли эту ступеньку), для других — возможность снискать уважение и почет земляков, соседей по дому, улице — это тоже многого стоит. Есть и третий вариант: когда, погружаясь в прозу дней, соседских конфликтов, обид, жалоб — приходится участковому и этим заниматься! — человек не выдерживает и уходит из участковых, милиции. Он жаждал подвига, погони, схватки, а тут такая рутина...

Банальный случай из практики: на прием к майору Терентьеву пришла старушка. Рассказывает: недавно заметила, что замочная скважина увеличилась в размере. Старушка требует предоставить эксперта, рассказать, каким образом делаются слепки ключей, чтобы установить, по какой причине ключ в замке стал болтаться. Или еще: женщина проживает в коммунальной квартире и ей постоянно кажется, что в комнату заходит сосед, подменивает вещи — новые на старые — чайник, диван, стиральную машину, постельные принадлежности.

Ох как не любим мы подобные «сказки». Человеку надо успокоительное лекарство принять, а он в милицию идет, время отнимает. Абсурд? Послать подальше?

Вот тут-то и проявляются характер, профессионализм настоящего участкового уполномоченного милиции, каковым является Виктор Михайлович. Он слушает и слушает посетителя, терпеливо вникает в детали проблемы и выясняет, что причина всему — застарелый конфликт с соседями по квартире. «Ну и что? — с раздражением скажет читатель, — пусть мирятся». А если не получается? Участковый знает, как из искры ссоры, если она затягивается на годы, может разгореться пожар драмы с тяжкими последствиями. Его обязанность — предупредить их.

— Участкового, бывает, сравнивают с терапевтом, — рассказывает Виктор Михайлович, — так он детально вникает во все подробности, детали проблем. Наверное, участковым надо родиться.

Это тот человек, через которого проходит практически вся жизнь на участке и за его пределами, который в милиции ближе всех к народу. Поэтому, может быть, это и накладывает на него особые повышенные обязанности по оказанию помощи населению. Далеко не всегда человек приходит с какой-то конкретной просьбой — гораздо чаще он ищет внимания, сочувствия, хочет получить совет, поддержку, какую-то помощь. И надо успокоить его, направить в нужное «русло», подсказать правильный выход, найти компромисс, может быть, проконсультировать или направить к специалистам, которые занимаются разрешением подобных проблем. Если вопрос в его компетенции, то положительный результат достигается, конечно, быстрее. А вопросы бывают самые различные, иногда даже, кажется, абсурдные. Но известно: ничего в жизни не происходит без причин и последствий.

Особый отряд милиции
...Наверное, многим из нас по жизни приходилось общаться по месту жительства со своим участковым. Думаю, люди согласятся со мной: участковый — это особый отряд милиции. Не похожи они на других сотрудников МВД — это не следователи, патрульные, оперативные работники. Участковый — если, конечно, он профессионал, — больше похож на педагога, психолога, социального работника. Впрочем, каждый может продолжить этот перечень сравнений сообразно своему опыту общения с участковым уполномоченным милиции. Не исключаю, что имеется и не столь оптимистичный опыт, когда во главу угла ставится лишь статья закона — и ни на шаг больше.

Не таков, конечно, Терентьев: закон для него — это основа работы, но никак не рамки для достижения положительного результата. Для Виктора Михайловича — это предупреждение правонарушения, примирение конфликтующих сторон. Но дают ли в милиции награды за хорошую профилактику? Как подсчитать затраченные усилия на то, чего, слава богу, не случилось? Однако это вопрос того, кто в милиции, а тем более участковым, никогда работать не будет.

Любовь на сером фоне
Наиболее сложны в разрешении — для всех на свете! — конечно, семейные конфликты. Попробуй, разберись в «противоречиях» страстной любви на сером фоне социально-бытовых проблем.

Вот еще одна житейская история. В милицию поступило заявление об избиении женщины ее супругом. Разобраться с семейным дебоширом поручили Терентьеву. Состоялся обстоятельный, долгий разговор. Выяснилось, что парень 25-ти лет женился, появился ребенок. Были планы, но грянул кризис, глава семейства перешел на другую работу, менее оплачиваемую. В семье начались напряги, жена обвинила супруга в несостоятельности — обещал горы золотые, а даже шубу к зиме не купил. Упреки обострялись, дошло до взаимных оскорблений, и однажды нервы у мужа не выдержали, он ударил благоверную. Женщина сказала: «Я развожусь». Муж: «Я люблю ее... Не хочу рушить семью, у нас замечательный ребенок». Однако женщина настаивала: развод — и точка. Банальная, в сущности-то, история, сколько теперь случается подобных разладов, за которыми с бессильным равнодушием наблюдает родня, не в силах ничем помочь.

Виктор Михайлович выбрал сложный путь примирения супругов. Он встречался и беседовал с родителями молодых супругов, их бабушками и дедушками, настраивая всех на поиск компромиссного решения. Итогом стало общее мнение — рекомендовать молодым обратиться к семейному психологу. Через неделю парень зашел к участковому, был грустен: «Ничего не получается». Виктор Михайлович: «Не торопи время, все получится, верь в себя. Ломать — не строить, а за свои поступки всегда надо нести ответственность».

Прошел месяц. Как-то вечером Терентьев возвращался с работы, а навстречу ему шли супруги, те самые — глаза их светились счастьем: «Виктор Михайлович, спасибо вам за поддержку! У нас теперь все хорошо».

Еще история. Мать-инвалид жила вдвоем с дочерью. Прошли годы, и дочь сошлась с мужчиной, который переехал жить в их квартиру. Маме не понравился «зятек» (психологическая несовместимость) и она решила отделиться от молодых, да так, что молодые взвыли — стала проявлять агрессию, принялась делить ложки, балкон, телефон. Кто потушит «пожар»? Враждующие стороны пришли к участковому — вразумите! И снова Виктор Михайлович — наставник, психолог, доверенное лицо. Постепенно выяснилось, что пожилая женщина страдает психическим недугом, ей требуется врачебная помощь, но старушка и слышать не хочет о психиатре — это для нее безутешный приговор, она боится. И участковый беседует со старушкой, успокаивает, хлопочет, чтобы для назначения лечения вызвали психиатра домой. Конец этой истории пока не просматривается и участковый держит ситуацию под контролем, чтобы сохранялись в подопечной семье мир и покой.

Должен, надо...
Где, в какой инструкции прописано, что участковый уполномоченный милиции должен так плотно работать с людьми? Кто отметит эти старания?

— Приятно, когда видишь плоды своих усилий, пусть они не так велики, но они реально улучшили чью-то жизнь, и это уже много,— говорит Виктор Михайлович.

Он родился в бедной многодетной семье, жил в Казахстане, рано приучился к труду, с удовольствием учился, получил высшее образование. А потом служба в милиции, накопление опыта работы с населением в инспекции по делам несовершеннолетних. Президент республики награждает Терентьева грамотой «Лучший инспектор Республики Казахстан».

— Что такое успех?

— Это труд. Может что-то не получаться, и надо продолжать, повторять хоть миллион раз, добиваться, пусть небольшого, но результата.

— Случаются у вас сомнения, разочарования типа не ту работу нашел, не так судьба сложилась?..

— Нет. Есть категория людей, которые могут выбирать в жизни, а у меня сложилось так, что все определяли слова «должен» и «надо» — семье, людям. Ради этого и живу, и работаю.

...Мы много еще говорили о жизни вокруг, человеческих судьбах, сильных и слабых сторонах человеческой натуры. И я понимал, что главное для Терентьева — это люди, они ему бесконечно симпатичны и любопытны. В этом он и черпает свои резервы энергии, когда идет в обход по дворам, общается с активистами территориальных органов самоуправления, старшими по домам, вникает в проблемы старых и малых. Одним словом, сеет добро. Повезет тому, кто в трудную минуту встретит на жизненном пути такого человека.