USD 97.1490 EUR 105.7560
 

АЗС есмь, или Насколько безопасны наши автозаправки?

Наталья ИВАНОВА
Чтобы получить общую стартовую информацию об автозаправочных станциях, которые находятся в Новосибирске, депутатам потребовался почти год. Фото: Андрей Заржецкий
Чтобы получить общую стартовую информацию об автозаправочных станциях, которые находятся в Новосибирске, депутатам потребовался почти год. Фото: Андрей Заржецкий

Прокуратура выявила нарушения на автомобильных заправочных станциях. Законодатели даже предлагают мэрии Новосибирска создать постоянный орган контроля за АЗС и при этом настаивают, что наводить порядок в этой сфере нужно не только в областном центре, но и по всему региону.

Вопрос депутаты Законодательного собрания Новосибирской области обсудили на заседании комиссии по взаимодействию с правоохранительными органами и противодействию коррупции. Особый акцент был сделан, в частности, на АЗС, расположенных около инфраструктурных объектов, железной дороги, больниц, школ, канализационных коллекторов.

Напомним, специальная рабочая группа была создана после трагического происшествия в июне 2021 года. Тогда горожан потряс взрыв на АЗС на Гусинобродском шоссе, 60. В рамках уголовного дела виновные были установлены и приговорены... к условным срокам. Но взрывной сигнал о тревожном положении дел в отрасли был услышан и не остался без деятельного внимания.

— Мы вместе с прокуратурой проверили разрешительную документацию на эти объекты, и прокуратура выявила нарушения, которые впоследствии были устранены, — сообщил председатель комиссии Александр Шпикельман. — Тем не менее мы продолжим эту работу, поскольку не все АЗС были проверены. Наша комиссия попросила мэрию Новосибирска назначить единый орган, ответственный за эту работу, — подразделение, которое вместе с прокуратурой и Ростехнадзором проверит состояние всех автозаправочных станций. А результаты этой проверки наша комиссия заслушает в ближайшие три месяца. Это, на наш взгляд, важно и в связи с безопасностью, и в связи с антитеррористической защищенностью.

Заполнить пробелы

Целью рабочей группы стало актуализировать информацию обо всех АЗС в столице области и обеспечить контроль за соблюдением отраслевого законодательства. Депутаты и Ростехнадзор совместно проверили большую часть АЗС, которые торгуют жидко-моторным топливом, и все 49 газозаправочных станций в Новосибирске. Они смогли выявить 136 нарушений, в том числе 42 были зафиксированы на газовых станциях.

— Первым делом мы запросили данные по всем заправочным станциям: адрес, вид топ­лива, которое они реализуют, собственник, контакты, наименование организации, которая осуществляла проектирование, — рассказал заместитель председателя комиссии Виталий Быков. — Тут мы столкнулись с тем, что в администрации города эта работа системно не ведется, очень много пробелов, и почти год, наверное, мы разбирались. Проводились заседания рабочей группы, встречи с отдельными представителями мэрии. Нам удалось прийти к пониманию, что данная работа должна осуществляться, и она была проведена. Мы получили материалы на 210 АЗС и рассмотрели вопросы по каждой с участием корпораций «Российские железные дороги», «РусГидро», министерства чрезвычайных ситуаций, предприятия «Горводоканал». Мы выделили 17 АЗС, которые, с нашей точки зрения, расположены на опасно близком расстоянии от тех или иных объектов, что может способствовать не предотвращению, а, наоборот, распространению пожаров. Неоднократно проверки проводила прокуратура. Здесь также возникали определенные сложности, которые были связаны с мораторием и которые мы тоже преодолели.

Дело обошлось: бочки с топливом сдвинули

Представитель прокуратуры, который присутствовал на заседании комиссии, добавил, что последняя проверка по инициативе Законодательного собрания проводилась в ноябре 2023 года. В своем обращении депутаты просили установить, насколько заправщики соблюдают законодательство, в том числе с выполнением противопожарных правил. Сотрудники прокуратуры побывали на предложенных к проверке АЗС.

Нарушения выявили только на одном объекте: не соответствовал противопожарный разрыв до очистных канализационных сооружений. По представлению районного прокурора они были устранены.

— Предприниматели как это сделали? Перенесли заправочную станцию или отнесли объект на более удаленное расстоя­ние? — поинтересовался Александр Шпикельман.

По сведениям представителя прокуратуры, в данном конкретном случае дело ограничилось перемещением резервуара и, скорее всего, это были бочки с топливом...

Вот уж воистину, вовремя указали на нарушение. А не выявили, так бы и дождались «сюрприза» — не сейчас, так позже.

Почему станции стоят где вздумается?

Почти за три года рабочая группа инициировала большое количество проверок. Но насколько они объективны, депутаты пока говорить не берутся. Это станет ясно со временем. К настоящему моменту полученная информация по всем АЗС в Новосибирске систематизирована. Она оформлена в виде развернутой таблицы. Тут есть и пробелы.

— Например, нам не удается установить всех проектировщиков АЗС — таких сведений просто нет. Проверки показали, что зачастую сооружения, которые по факту находятся на земельных участках, не соответствуют заявленным в проекте решениям, — сообщил заместитель председателя комиссии. — Работа в данном направлении должна быть продолжена. Мы бы хотели в очередной раз предложить мэрии — я бы даже сказал, настойчиво убедить — выделить для этого отдельное подразделение или прикрепить к какому-либо из действующих ответственного сотрудника. Тогда станет возможным актуализировать информацию по АЗС в полном объеме, в том числе и на предмет соответствия проектным решениям.

По мнению Виталия Быкова, эффективность депутатской группы могла бы быть выше, если бы с ней на постоянной основе работали определенные представители мэрии Новосибирска и прокуратуры. Они, к сожалению, менялись.

— Основная проблема заключается в том, что, в соответствии с проектом, заправочным станциям присваивается та или иная категория пожарной опасности, — рассказал Виталий Быков. — Проверки на предмет того, действительно ли АЗС реализует вид и количество топлива, заявленные в проекте, — потому что от числа и объемов резервуаров зависит класс опасности АЗС и противопожарные требования, которые нужно соблюдать, — мы не инициировали. Так как своей рабочей группой мы не можем подменять работу мэрии, обращаюсь с настоятельной просьбой работать по данному направлению.

Проверять не выборочно, а системно

Представитель департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска заверил, что работа будет продолжена, нарушения — если выяснится, что они есть — будут устраняться в сжатые сроки.

На заседании комиссии по взаимодействию с правоохранительными органами и противодействию коррупции также присутствовал представитель Общественного совета при министерстве строительства региона. Виктор Брацун подчеркнул, что информацию об АЗС пришлось собирать практически с нуля.

— Сегодня надо признать, что в мэрии собрались, привели ее в относительный порядок. Предлагаю разработать план мероприя­тий и представить его в совет депутатов; тогда можно будет что-то контролировать, — отметил общественник. — Если хотите, пройдем с вами по АЗС с привлечением кадастровых инженеров. Не исключаю, что некоторые из станций фактически могут занимать не ту территорию, которую им предоставили. И с этим тоже, наверное, надо что-то делать.

Депутат Елена Тырина предложила прокуратуре проверять АЗС не точечно, на основе поступающих обращений, а систематизировать работу, включив ее в план мероприятий на следующий год. Более того, ситуацию можно посмотреть не только по Новосибирску, но и в целом по области.