USD 97.1490 EUR 105.7560
 

Не скрывая минусов

Наталья ИВАНОВА
Проживающие в Успенском психоневрологическом интернате работают на швейном производстве и заодно получают навыки, полезные для жизни в обществе. Фото: Андрей Заржецкий
Проживающие в Успенском психоневрологическом интернате работают на швейном производстве и заодно получают навыки, полезные для жизни в обществе. Фото: Андрей Заржецкий

Запрос на профессиональный уход за людьми с ментальными нарушениями растёт

Потребность в услугах психоневрологических интернатов продолжает увеличиваться. Чтобы обеспечить своим родным, имеющим показания, комфортные условия жизни, люди все чаще готовы нести финансовые расходы. Эти социальные учреждения действительно работают хорошо, хотя без замечаний тоже не обходится.

Министерство труда и социального развития Новосибирской области оперативно устранило недочеты, выявленные Контрольно-счетной палатой Законодательного собрания Новосибирской области. Они были сделаны в рамках проверки деятельности подведомственных ему психоневрологических интернатов за 2023 год.

Разговор о недостатках

Качество оказания услуг в психоневрологических интернатах обсуждалось на заседании депутатов комитета Законодательного собрания Новосибирской области по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения. Причем депутаты накануне посетили эти социальные учреждения с рабочими визитами.

— Мы видели, как питаются проживающие в этих учреждениях, условия, в которых они проживают, какая медицинская помощь здесь оказывается, — рассказал председатель комитета Игорь Гришунин. — Сейчас в регионе финансирование учреждений достаточное. Более того, многие из проживающих в них способны сами себя содержать и нести еще, скажем так, положительную социальную нагрузку, зарабатывать дополнительные средства для этих учреждений. Мы с депутатами видели их поля, какую мясную и молочную продукцию они производят. Сегодня мы говорим о недостатках. Минусы не скрываем. Это то, над чем надо работать, чтобы уровень оказания медицинской и социальной помощи стал выше.

Мест не хватает

Плановая проверка психоневрологических интернатов была проведена по инициативе комитета Законодательного собрания Новосибирской области по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения. С докладом выступила аудитор контрольно-счетной палаты Наталья Гюнтер.

Министерство труда и социального развития курирует работу шести психоневрологических интернатов. Они рассчитаны на 2988 мест. Между тем в конце прошлого года в услугах интернатов нуждалось 70 человек, в марте следующего года их количество выросло до 96, к маю увеличилось до 138. Таковы данные информационной системы «Социальный портрет гражданина Новосибирской области».

Более того, количество нуждающихся в услугах интернатов может превышать число созданных в них мест более чем в два раза. Соответствую­щая картина складывается, если опираться на методические рекомендации Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Здесь потребность в психоневрологических интернатах для взрослых в Новосибирской области определяется исходя из расчета 30 мест на десять тысяч взрослого населения. В итоге она составляет порядка 6,5 тысячи мест.

Про свежие овощи и фрукты

В 2023 году расходы психоневрологических интернатов составили примерно 1,5 миллиарда рублей. Из них 66 процентов были направлены из областного бюджета. На выплату заработной платы пришлось более 50 процентов расходов, на продукты питания — 11 процентов, на содержание имущества учреждений — 9,5 процента.

В Завьяловском и Каменском психоневрологических интернатах услуги предоставлены в объеме 98,5 процента от плана, их качество достигает 100 процентов. Однако штат укомплектован менее чем на 40 процентов. Среди минусов была отмечена недостаточная обеспеченность мягким инвентарем и отдельными продуктами питания: свежими овощами, фруктами, соками, сырами, кисломолочными продуктами.

— По поводу штатной численности. На самом деле это носит рекомендательный характер, но кад­ровый дефицит никто не отменял и для наших учреждений. Он имеет место, мы этого не скрываем, — прокомментировала ситуацию министр труда и социального развития Новосибирской области Елена Бахарева. — По поводу мягкого инвентаря. Наши проживающие — живые люди, и если человеку не нужны ботинки в силу его физического состояния, то, безусловно, ему эти ботинки не приобретаются.

По питанию. При наличии дополнительного финансирования эти проблемы решать гораздо проще, но в целом основные нормы все соблюдаются. С учетом того, что на 2025 год у нас ожидается увеличение нормативов — и мы это с министерством финансов отработали, — думаю, что эти моменты подкорректируем.

Совместители, студенты, альтернативщики

Депутат Роман Мурзин попросил уточнить, что делается для устранения дефицита кадров. Руководители учреждений получили разъяснения, что соблюдать нормативы, которые касаются штатной численности, все-таки нужно. Однако на самом деле выполнить их непросто. Интернаты находятся в сельской местности, а некоторые практически в лесу. Найти специалистов, согласных на подобные условия, например врача-психиатра, сложно; приходится предпринимать дополнительные меры.

— У нас есть совместители, стараемся привлекать студентов, всегда работает альтернативная военная служба. Стремимся реализовать свои корпоративные программы, чтобы у сотрудников были дополнительные социальные льготы и гарантии, которые бы тоже стимулировали трудиться в психоневрологических интернатах, — рассказала министр. — Работа эта крайне тяжелая психологически и физически. Поэтому привлечь туда, безусловно, очень сложно. Тут нужны специалисты, которые относятся к нашим проживающим именно как к людям. То есть здесь важен человеческий фактор.

Адаптация к обществу

Депутаты детально проанализировали, как интернаты ведут предпринимательскую дея­тельность. Александр Шпикельман поинтересовался, как она планируется.

Министр труда и социального развития Новосибирской области Елена Бахарева ответила следующее. Психоневрологическим интернатам поступают деньги из пенсий проживающих. Все расчеты производятся согласно установленным тарифам, эти средства являются частью государственного задания. Еще одним источником дохода и выступает непосредственно предпринимательская деятельность учреждений.

Она находится под контролем. Ежегодно руководители интернатов представляют в министерство труда и социального развития региона соответствующий план и каждый квартал отчитываются о его выполнении.

О том, как выстраивается предпринимательская деятельность в психоневрологических интернатах, напомнил депутат Ярослав Фролов.

— В таких учреждениях имеет место разделение. Первое — это, по сути, оказание сервисных услуг пациентам, и второе — когда проживающие предоставляют какие-либо услуги, производят те или иные работы. По сути дела, последнее также является трудовой терапией и на протяжении нескольких лет активно развивается. Таким образом, люди, проживающие в психоневрологических интернатах, получают занятость, некие первоначальные трудовые навыки, — рассказал депутат. — Это была большая программа министерства, направленная на адаптацию в обществе людей, которые приняли решение выйти за стены данных учреждений.

Деятельность ведомства в целом оцениваю положительно, потому что моменты, которые планировались, сейчас реализованы. В том числе через рост платных услуг, показателей предпринимательской деятельности — мы уже видим результат.

Востребованность налицо

По мнению депутата Анатолия Юданова, увеличение объе­мов оказания платных услуг психоневрологическими стационарами говорит о том, что потребность в них действительно велика и продолжает расти. Все больше жителей Новосибирской области готовы обеспечивать нуждающимся родственникам профессио­нальный уход и сопровождае­мое проживание в стационарах на возмездной основе.

— Увеличивая объем платных услуг, прежде всего мы должны закрыть потребность общества в такой помощи, — согласилась Елена Бахарева. — Но у нас недостаточно даже помещений; нужны дополнительные площади, соответствующие современным требованиям, чтобы можно было размещать пациентов в условиях повышенной комфортности. И потом, безусловно, нужен персонал.