USD 97.1490 EUR 105.7560
 

«Урожай» некомпетентности

Наталья ИВАНОВА
В 2024 году аграрный сектор региона приобрел 600 единиц техники, что на порядок ниже предыдущих лет, но купил рекордное количество минеральных удоб­рений. Фото: Андрей Заржецкий
В 2024 году аграрный сектор региона приобрел 600 единиц техники, что на порядок ниже предыдущих лет, но купил рекордное количество минеральных удоб­рений. Фото: Андрей Заржецкий

Сельскохозяйственный сектор должен получать государственную поддержку своевременно и в полном объе­ме. Почему же в столь сложный период аграрии жалуются на недофинансирование?

К началу октября на банковские счета сельхозтоваропроизводителей поступило 2,25 миллиарда рублей, из которых 944 миллиона составили средства Федерации. Всего в 2024 году на поддержку аграрных предприятий субъекта было выделено четыре миллиарда 952 миллиона, в том числе 3,5 миллиарда зарезервировано в региональном бюджете.

— Они (сельхозтоваропроизводители — прим. авт.) получили меньше половины, и это при такой архисложной обстановке, которая сложилась с уборкой и реализацией продукции, — заявил глава комитета Денис Субботин. — Ситуация управляемая, но болезненная.

На заседании была поставлена задача довести до получателей все полагающиеся деньги, а также выяснялись причины, чем вызвана задержка. По информации министра сельского хозяйства Новосибирской области Андрея Шинделова, согласно установке Минсельхоза РФ, сначала нужно распределять федеральные средства, после чего уже следуют субсидии и компенсации регионального уровня. Дело тормозит тот факт, что заявители, претендующие на поддержку, подают неправильно оформленные документы.

— Повторные отборы (заявок — прим. авт.) — трудоемкая работа, так как снова пересматриваются все документы, — пояснил Андрей Шинделов. — Мы сейчас дополнительно сотрудничаем с Центром компетенций Корпорации развития Новосибирской области. Он помогает аграриям формировать заявки, чтобы избежать не только существенных ошибок, но и мелких технических недочетов. Например, как-то было указано, что посеяны семена кукурузы одного сорта, а сертификаты представлены на другой. Не хотелось бы, чтобы отказы происходили из-за невнимательности.

Затруднения аграрного сектора, по мнению министра, обусловлены следующими причинами. С 2024 года заявки принимаются через федеральную площадку «Электронный бюджет», а не через привычную сельхозпроизводителям региона информационную систему «Господдержка АПК НСО». Они должны осваивать новые навыки работы с интернетом, с цифровой подписью, обес­печивать связь определенной скорости и так далее.

Судя по всему, региональный минсельхоз придется наделить дополнительными обязанностями и компетенциями, чтобы консультировать заявителей по вопросам предоставления мер господдержки. Но получится странная ситуация: правом принимать, проверять документы и консультировать наделены районные управления сельского хозяйства. Заявки еще на муниципальном этапе могли быть скорректированы без потери времени. История с низкой компетентностью на местах не нова, но именно сейчас вызывает острейшую головную боль. На полях все лето — беда, а крестьяне вынуждены не биться за колос, а учиться работать с новым цифровым сервисом. Самое время.

Депутаты признали, что часть доводов объективна. Решили вернуться к рассмотрению ситуации в начале декабря.

— До этого времени надо не просто провести конкурсы, а довести средства до крестьян, — подчеркнул Денис Субботин. — Да, я понимаю, у них проблемы с документами, они неправильно что-то делают, но других крестьян у нас нет. Давайте привлекать дополнительно Центр компетенций, проводите учебу, семинары, привлекайте районные управления сельского хозяйства. Финансовые средства должны быть доведены.