И будет «конь» лететь железно! Покуда всадник с головой...
Итак, порядка 70-ти тысяч жителей и гостей сибирской столицы в минувшую субботу вечером стали свидетелями «Восстания снегоходов» (как это сногсшибательное действо окрестили организаторы). Машины, весом более 200 килограммов каждая, молниеносно поднимались на специально оборудованный трамплин. И, вроде бы изначально по своей природе не предназначенные для полетов, опровергали такое мнение напрочь. Мало того, творили в воздухе чудеса, крутили сальто-мортале и прочее. Причем их отважные укротители, именуемые райдерами (англ. rider; исходное значение слова — «всадник») не только ловко манипулировали техникой, но и сами одновременно проделывали всякие штуки-трюки. То вставали непосредственно в полете вниз головой, держась руками за руль снегохода. То принимали — вкупе с ним — очертания какой-нибудь затейливой фигуры. А то и вовсе выпускали на добротной высоте машину из рук и считанные мгновения летели параллельно ей. Успевая затем ее снова поймать и благополучно приземлиться. «Трюки леденят кровь, от смелости участников бросает в жар», — значилось в одном из проспектов, распространенных среди СМИ в преддверии шоу. Вот уж действительно… Ошпаривающий холод вкупе с леденящим жаром — к тому, пожалуй, ощущения созерцателей сводились более всего. К такому вот парадоксу!
Сами же чудотворцы, по их признанию, ярко выраженных эмоций перед выступлением не испытывают. Равно как и во время оного. «Никаких переживаний, страхов, стрессов! Мы катаемся так давно и так часто, что все это сумели уже успешно вытеснить. С головой у нас все в порядке. Просто фристайл на снегоходах — это наша работа. Мы прежде всего спортсмены». Так накануне шоу рассуждали райдеры, прилетевшие к нам (тут уже, правда, самолетом) из США.
А все в их «летной» биографии началось с элементарного. С того, что каждого из них, Исаака Шербина, Джо Парсонса и Хифа Фрисби, однажды в раннем детстве впервые посадили… на санки. И повезли. Но что-то со временем вспыхнуло в каждом этакое, некая хитрая «инопланетная» лампочка, поманившая своим взбалмошным огоньком к себе в небо… Между собой ребята не были знакомы до тех пор, пока не стали готовиться (причем независимо друг от друга) к высоким полетам. Позже совместная работа сплотила и подружила. Когда они приступили к тренировкам, в мире не насчитывалось и десятка самоотверженных, практикующих подобного рода экстрим. Сегодня их, по словам наших гостей, человек двадцать на планете всей. «Есть страны, где много снега, но почему-то этот вид спорта там вообще не распространен», — говорят они. Ну, положим, в Россию он рано или поздно придет, можно не сомневаться. Ибо всегда у нас так: чего-то нет, а потом — вот вам! И планету всю готовы опередить. Но сегодня сноу-фристайл действительно для нас экзотичен. А миссию свою Исаак, Джо и Хиф, неделей ранее выступившие в Екатеринбурге, видят главным образом в популяризации своего любимого вида спорта всюду и везде. Правда, школы сноу-фристайла как таковой нет сегодня даже в их родной Америке. Не сложилась еще толком. Все впереди.
А пока парни самостоятельно тренируются в своем заснеженном штате Айдахо. На активные занятия уходит до девяти месяцев в году, в теплый период снегоход сменяется мотоциклом. Травмы? Странным было бы предположить, что они в таком, как и в любом другом, виде экстрима исключены. Но, по словам спортсменов, все же редки. Потому как, столь сумасбродное дело практикуя, они стараются не терять головы, досконально контролировать ситуацию и себя на каждом шагу, на каждом трюке, телодвижении, взлете, приземлении. Хотя, говорят, случались переломы ног, челюстей и даже спин (только не надо эмоций вроде — «И зачем тогда это?» Все мы в жизни обо что-нибудь бьемся. И ладно, если можем определить самостоятельно, чем и как именно биться нам комфортнее всего…). Но вот техника, в отличие от организма, слава богу, ни разу еще не отказывала. Ее тщательно проверяют перед каждой тренировкой и тем более перед выступлением — вплоть до мельчайшего болтика-винтика. А раз в год обязательно меняют.
Сами райдеры еще совсем молодые. Исааку Шербину в июне стукнет двадцать, Джо Парсонс в январе отметил двадцать первый день рождения, а Хиф Фрисби отпразднует в апреле двадцать пятый. «Жизнь — это марафон, а не спринт. Задавай себе темп и получай удовольствие от езды»! — таково жизненное кредо Исаака, который из разряда любителей готовится ныне перейти в профи. «Будущее свое вижу безоблачным, результативным и еще более ПРОфессиональным», — говорит про-райдер Джо. «Господь Бог никогда не сотворит более сумасшедшего сукиного сына, чем я!» — уверен про-райдер Хиф.
Между тем новосибирских журналистов, также преимущественно молодых, отобедавших (благодаря стараниям организаторов шоу — компании «Ред Булл») с гостями в баре «Серп и молот», интересовало многое. От впечатлений, которые ребята получили в Сибири, до того, имеет ли сноу-фристайл шанс стать олимпийским видом спорта (ну, привет… еще бы полеты на Луну предложили в программу Олимпиады включить). Пацаны, в обычной жизни столь же обычные, абсолютно не производящие впечатления «упавших с неба головою вниз», признались: Сибирь, дескать, до сих пор была для них полной загадкой. Думали, что тут очень холодно и дико, а улицы кишат зверьми… Насчет холода почти не ошиблись. Если помните, «Восстание снегоходов» изначально было намечено на 14 февраля. «Но когда мы узнали, что придется выступать почти при сорокаградусном морозе, впали в шок! И технику студить как-то тоже не очень хотелось». «Восстание» перенесли. Самая же экстремальная температура, при которой доводилось райдерам прежде показывать свое мастерство, это минус двадцать. В Америке дело было. А Сибирь, слегка оттаявшая к их визиту, произвела в итоге благоприятное впечатление. Тепла добавил радушный прием (а шоу на площади Ленина в Новосибирске они после и вовсе назвали самым грандиозным за всю историю своих полетов). Вот только не увидели в местном зоопарке… белых тигров. А так хотелось. Почему-то.
И еще. «Сколько вы собираетесь заниматься этим спортом? — поинтересовалась пресса. — И что будете делать потом?» Ну, лет до двадцати девяти (американская точность!) можно еще «полетать», предположили гости. А там — переходить к «нормальной» жизни. С нормальной человеческой работой (например, в Макдональдсе), делами семейными и пр. Кстати, ныне все трое учатся в Бостонском колледже. Только регулярно там бывать не получается — много времени отнимают тренировки, соревнования и вот такие, как ныне, «гастроли». Словом, одна из главных задач на дальнейший период — завершить образование. Потом наверняка жизнь сама подскажет что-то. Возможно, многое в ней переменится. И ребята займутся той же тренерской работой (к ней пока не стремятся, но этого не исключают), когда школа сноу-фристайла в мире так или иначе сформируется. Глядишь, там и россияне о себе заявят. В частности, сибиряки.
А вы как думаете?