Связать себе судьбу? Легко!
Так, новосибирцы и гости города в январе-феврале смогут сполна оценить мир чудес, придуманных и сотворенных Татьяной Киселёвой: руководитель студии альтернативной моды «Озорной квилт» из наукограда Кольцово открывает в областном краеведческом музее персональную выставку.
На пути к «Озорному квилту»
Таня с детства хотела стать модельером. «Как раз тогда Слава Зайцев снискал себе громкую славу и во многом подтолкнул меня к этому выбору», — вспоминает она. Только вот до заветной «пятерки» по рисованию никак не дотягивала. Посему, возмечтав было о техникуме легкой промышленности, быстро успокоилась. И решила «пойти по части интеллекта». Получила специальность библиотекаря в Кемеровском институте культуры, успела поработать (по ней же) на ряде предприятий… Однако детские грезы упорно стремились вывернуть душу наизнанку. Принялась-таки шить. Изначально — мягкие игрушки. Стало классно получаться, что обеспечило возможность организовать в кольцовском центре детского творчества «Факел» соответствующий кружок. Нашили вместе с детьми целую «гвардию» этих игрушек, даже кукольный театр открыли. А потом на глаза Татьяне попались работы известных российских мастеров Елены Пелевиной и Тамары Санчес, выполненные в лоскутной технике. Решила тоже попробовать. И вскоре на смену студии мягкой игрушки пришла новая…
Свежеиспеченный коллектив не имел еще названия, когда собрался в 1997 году принять участие в конкурсе лоскутного шитья, которое по науке именуется квилт (от английского quilt, дословно — «стеганое одеяло»). Дело было на «Сибирской ярмарке», впервые за Уралом. В заявке следовало указать название коллектива. И оно как-то само собой вдруг выплыло: студия альтернативной моды «Озорной квилт».
Да бог с ней, с «пятёркой»…
С той поры рукодельницы из Кольцово успели покорить полмира на разных фестивальных площадках, вызвать к себе искренний интерес со стороны множества апологетов мод (альтернативных и всяких), обрести друзей везде и всюду — от Черепаново до Парижа и Лондона. Показали массу своих коллекций, наиболее выдающейся из которых на международном подиуме остается своеобразная визитка студии — «Золотые купола». Она всех наглядней, живописней и оригинальней, как подчеркивают эксперты, передает облик и дух России. Другая серия из особо ходовых зовется «Кольцовские барышни» (за рубежом трансформируемая в «Российские…») — милые фантазии, спроецированные на основу из льняной ткани.
Кстати, именно лен проложил однажды нашим барышням дорожку на престижные европейские подиумы. Как-то в Москве Татьяна Киселёва появилась на одном из официальных мероприятий, нарядившись в платье из своей коллекции «Окошки» (в данном случае лен украшают веселые цветные нашивки в виде собственно окон). На эту сибирскую экзотику тотчас обратила внимание известный столичный модельер Татьяна Смирнова. Сказала: «В таких прикидах надо ездить в Париж!» И пригласила с собой «озорных квилтовцев» в одно из своих плановых турне. Было это в 2004 году, поездка оказалась тогда возможной благодаря администрации Новосибирской области и наукограда Кольцово. Любопытно, что вскоре Татьяну Киселёву, которой прежде никак не давалась «пятерка» по изобразительному искусству, приняли в Союз художников России, в Ассоциацию мастеров лоскутного шитья России, а также в Ассоциацию русских художников в Париже.
Умён, коль красно наряжён!
— Скажите, Татьяна, — обращаюсь к мастеру, пересмотрев с десяток фотоальбомов и бессчетное количество «живых» экземпляров одежды, развешанных в студии, — модели, которые вы создаете, ориентированы прежде всего на выставки и фестивальные показы или все же на повседневную носибельность?
— Конечно, на носибельность! Считаю, все эти вещи абсолютно функциональны. В них я могу спокойно появляться на улице, на людях, даже на официальных приемах. И девчонкам своим говорю, чтобы тоже не стеснялись. Чего стесняться-то? Боитесь выделиться из толпы? Но ведь кто-то знаменитый заметил: жизнь у нас и без того коротка, чтобы еще сливаться с толпой… Другое дело, что-то носить мне просто жалко, те же модели из серии «Золотые купола». Ведь вещам свойственно изнашиваться, но хочется, чтобы отдельные из них «работали» все-таки и на подиуме.
— Вы всегда старались выделиться из толпы?
— Да, сколько себя помню. Скажем, в наше время школьную форму никто не отменял, девчонки с виду вроде бы все одинаковые ходили. Но! Тут-то и открывалось поле для фантазии: всегда себе можно было изобрести какой-нибудь оригинальный воротничок, манжеты, добавить незначительных, в пределах допустимого, но интересных деталей. А сейчас в школах все наоборот. Казалось бы, форму отменили и можно соперничать сколько угодно — кто краше вырядится. С другой стороны, в итоге всё сливается в какой-то единый магазинно-бутиковский типаж, атрофирует эту самую фантазию. Стремление угодить внешним стереотипам часто берет верх над индивидуальностью и творчеством, к которым я, наоборот, призываю девчонок из своей студии.
— Они с удовольствием занимаются?
— По-разному. Кто-то с удовольствием, а кто-то, бывает, ленится. Хотя перед конкурсами у них обычно всплеск энтузиазма происходит.
— Есть ли у вас то, что можно назвать вашим творческим кредо?
— Мне нравится старинная народная мудрость: тот и умён, кто красно наряжён.
Семейный праздник — за любимым делом
Не просто одежду — судьбу себе Татьяна Киселёва, как видим, шьет и вяжет собственноручно. Жгучее желание, море энтузиазма, целеустремленность и вера в успех сделали свое замечательное дело. «Может, и лучше, — говорит она, — что я специально этому не училась. Во-первых, вышивка, лоскутное шитье — искусство далеко не новое. Наши прабабушки им занимались, но они ведь академий не заканчивали, никаких стандартных схем не изучали. Все на интуитивном уровне постигали, воплощали сразу на практике». А во-вторых…
Моя собеседница уверена: если бы сразу двинула по желаемому пути, ей точно не хватило бы времени на рождение и воспитание троих детей. Судьбе же было угодно слегка повеселиться. И при всем «сугубо девичьем» Танином занятии наградить ее исключительно сыновьями.
— Как же они относятся к вашему делу?
— Старший, Саша, порой критикует за все эти лоскутья-веревки... Посмотрел однажды на костюм, который я собиралась демонстрировать во Франции: «Мама, — говорит он с ужасом, — как ты в этом по Парижу пойдешь?» В целом же, можно сказать, парни меня поддерживают. Заключается поддержка, например, в том, что они сами могут приготовить себе еду, помыть посуду, не отвлекая меня от дел. Но, конечно, это не значит, что я сама не готовлю... Средний, Егор, придет иногда: «Что-то ты давно супчик не варила…» Что ж, супчик так супчик! А младший, Данила, у меня вообще самый творческий. Даже сам игрушки шьет.
— Но чувствуется-таки нехватка девочки в семье? С ней бы вы наверняка разделили свое пристрастие…
— У меня есть внучка Маша, Мария Егоровна. И мы с ней вполне находим общий язык.
— Кстати, на носу Новый год. Не удивлюсь, если окажется, что и в этот праздник, традиционно семейный, вы не оставите любимого занятия…
— Точно! Сидеть всю ночь за столом и есть, глядя в телевизор, я не люблю. Идти, как правило, тоже никуда не хочется. Конечно, с домашними мы друг друга без внимания не оставляем, общаемся, обмениваемся подарками. Но самый обычный для меня способ отметить Новый год — действительно что-нибудь новое в эту ночь связать или сшить.
…Вот уж где воистину работает популярная установка: как встретишь год, так и проведешь его. Татьяна Киселёва поздравляет всех с наступающим праздником и приглашает с 27 января в краеведческий музей. «Филигранное мастерство, оптимистичное, по-детски радостное мировосприятие и яркая артистическая фантазия — вот главные составляющие творческого успеха Татьяны Киселёвой», — сказано в презентационном буклете. А чем этот оптимизм и красота вам не подарок?