«Так хорошо играть нельзя!»
В московском театре Ленинского комсомола спектакль по этому произведению — «Затмение» — поставил в декабре 2005 года болгарский режиссер Александр Морфов. Критика дружно назвала работу удачей, особо отмечая Александра Абдулова в роли Макмерфи и Елену Шанину — исполнительницу роли «железной леди», медсестры Речид.
Между двумя спектаклями в рамках Рождественского фестиваля на сцене новосибирского Дворца культуры железнодорожников артисты из Москвы дали пресс-конференцию.
Центром притяжения на ней стала Елена Шанина, которая свое обаяние первой Кончиты легендарного захаровского спектакля «Юнона» и «Авось», кажется, со временем только умножила. Ну а в «Затмении», «когда из-под ее бархатных манер проглядывает гестаповская жестокость, выглядит эта метаморфоза поистине пугающе».
Андрей Соколов — он исполнял в Новосибирске Макмерфи — так и выразился:
— Играет так, что ее ужасно хочется убить!
А Шанина с обворожительной улыбкой, рассказывая о спектакле: о трех, начиная с Абдулова, Макмерфи, с которыми ей довелось играть — сегодня это Александр Лазарев-младший и Андрей Соколов, — прокомментировала парадоксальное для многих ее появление в этой «зловещей» роли так:
— Морфов многих пересмотрел, прежде чем предложил мне это попробовать. Я играю мягкую, почти пушистую «мамочку», а не чудовище. Мисс Речид стремится к безупречному порядку и считает себя единственной, кто имеет право решать, каким этот порядок должен быть. Это довольно распространенный тип женщин, деспотичный, но скрывающийся за доброжелательностью, заботой. Поэтому роль сестры — это огромная провокация: если бы не самоубийство Билли, большинство так и осталось бы на ее стороне...
Впрочем, если отойти от выражающей восхищение экстремальной формулы («хочется убить!»), то игру всех ленкомовцев новосибирская публика оценила очень высоко. Как заметил Александр Сирин (в спектакле — Хардинг):
— Зрители здесь замечательные. После спектакля весь зал встал, что очень приятно, ведь это наша первая встреча с новосибирцами...