USD 109.5782 EUR 116.1410
 

С любовью об актере

Галина ЖУРАВЛЕВА. Фото Игоря ИГНАТОВА и Андриана КОЗИНА.
101-20.jpg
101-20.jpg




Создание роли не только на основе пьесы, но и собственной актерской драматургии было требованием каждодневного творческого процесса театра, во главе которого наряду с главрежем лидировали два замечательных актера Виктор Орлов и Анатолий Мовчан. Они также активно занимались режиссурой. Актерская режиссура, режиссер-педагог — эти начала тонко культивировал Владимир Кузьмин, талантливый постановщик и, как говорили о нем товарищи, гениальный организатор творческого процесса.

Коренастый, светловолосый и светлоглазый Михаил Стрелков оказался здесь своим. Он не затерялся в талантливой труппе молодых тюзян, среди которых были В. Бирюков, В. Гарин, С. Петухов, В. Наймушин, Г. Шустер, Б. Киселев и другие. Вскоре именно они возглавят мужские актерские силы театра и города. Михаил Стрелков оказался ярким исполнителем первых своих ролей: Клещ и Лука в горьковском «На дне», Дэвиссон в спектакле «Мария Стюарт» Шиллера, Скоморох в сказке «Конек-Горбунок» Ершова — знаковых спектаклях этого периода.

В 1969 году Михаил Александрович Стрелков вместе со своей верной подругой и женой, ныне заслуженной артисткой России Светланой Сергеевой, уходит в труппу «Красного факела». Академический стиль Сибирского МХТ, для которого был свойствен «психологизм и интеллигентность», воспитанные Верой Редлих, ученицей Станиславского, в это время искал новые тропы в искусстве под началом Константина Чернядева (возглавлявшего тогда «Красный факел»), в творчестве которого «причудливо переплетаются различные режиссерские направления».

Молодые, полные энергии Светлана и Михаил стали незаменимы на пути движения «Красного факела» к яркой театральности и условности, стучавшимся в двери советского театра нового времени. Михаилом Стрелковым на сцене «Красного факела» будет сыграно более 80 ролей. Разносторонне одаренный, он оказался выразителен в любом жанре и любых постановках самых разных режиссеров: пора стабильности художественного руководства «Красным факелом» уходит в прошлое с уходом Чернядева. Однако динамика смены главных не мешала Михаилу Александровичу в работе. Он надолго запомнился новосибирскому зрителю в роли Лени Шиндина в «Мы, нижеподписавшиеся» А. Гельмана, Булика «В законе вечности» Н. Думбадзе, Дерябина в «Комиссии» С. Залыгина, Андрея Буслая в спектакле «Порог» А. Дударева; в таких ролях классического репертуара, как Яичница в «Женитьбе» Н. Гоголя и Лука Лукич Хлопов в гоголевском «Ревизоре» и многих других. В них Стрелков становится признанным мастером сцены, способным создавать объемные психологические сценические образы, основанные на ярком даре характерности и жизненной наблюдательности.

С особой глубиной мастерство Михаила Александровича заявило о себе в работах последнего времени: Бутоне — слуге Мольера в «Кабале святош» М. Булгакова и г-не Йовиче в премьерном спектакле текущего сезона «Саранча» Б. Срблянович, о которых хочется рассказать особо.

В «Кабале святош» (постановщик В. Гришко, художник В. Головко) великий Мольер в исполнении народного артиста России Игоря Белозерова и его слуга Бутон в чем-то напоминали и одновременно противостояли паре — Дон Кихот и Санчо Панса. Да, Бутон Стрелкова — расторопный слуга-«оруженосец» господина де Мольера, приглядывающий за хозяином, всегда готовый подать к его выходу на сцену парик, дома набросить на его плечи старенькую шаль, налить в таз воды, поставить в него ноги больного, упавшего духом Жана-Батиста. Да, он неразлучный, верный, добросовестный. И вместе с этим в их отношениях свой парадокс…

Казалось бы, Мольер — великий драматург, обличающий на сцене порок, должен быть проницателен в жизни: видеть, где искренность, где притворство. Однако не он, а Бутон оказывается способен понять ситуацию во всей ее сложности и пройти среди опасных подводных течений действительности. Кажется, что Бутон лучше знает своего хозяина, чем Мольер знает себя сам. Стрелков наделяет Бутона мудростью сердца, которое зряче силою любви. Чувства его горячи и искренни, его преданность граничит с самопожертвованием. Поэтому не г-н де Мольер лидер в паре со слугой, а его пожилой слуга с седой бородкой и взглядом-обстрелом внимательных глаз. Слуга, больше похожий на доктора.

Бывший актер-неудачник, не наживший ни крова, ни денег, ни семьи, он будто специально подарен судьбою Мольеру, чтобы движения его простодушного сердца всегда оставались камертоном искренности в мире игры, как вкус хлеба остается простым хлебом на гастрономическом пиру бисквитов.

К концу спектакля при полном освещении сцены и блеске огней золотой гигантской лестницы-«Шаттла», которая то возносила к небу героев спектакля, то сбрасывала их на грешную землю, среди застывших на ней в роскошных нарядах придворных и брутальных силуэтов мушкетеров возникнет одинокая мешковатая фигура в темно-сиреневом камзоле и стоптанных башмаках. Это Бутон. И в его непопадании в «золотой» фон сильных мира сего прочитывается зрителем простая истина об иной цене человеческого бытия.

Очевидно, не случайно очень давно Михаил Стрелков стал студентом московской щепкинской театральной школы. Был взят на курс мастеров советского театра народного артиста РСФСР Л. А. Волкова, заслуженного деятеля искусств РСФСР, лауреата Сталинских премий, профессора В. И. Цыганкова и Н. С. Михоэлс, где стал, к слову сказать, и однокурсником ныне народной артистки России Инны Чуриковой.

Когда-то великий Щепкин проложил особые дороги в сценическом искусстве, когда нетеатральность становится театральностью, когда полнота сценического существования актера в роли достигается единством комического и трагического, когда внешне негероическое способно таить глубокое возвышающее героическое начало. Эти качества обнаруживают себя в творчестве их благодарного воспитанника, давно ставшего не только мастером, но и педагогом: Михаил Александрович Стрелков долгие годы вел педагогическую работу в Новосибирском театральном училище и сам воспитал немало талантливых учеников.

… Старик сбежал из дома престарелых к сыну, сел перед ним на диван и замолчал. Сидит и молчит, и смотрит в зал на нас, зрителей. В двух своих длинных сценах скажет только одну фразу-воспоминание из далекого, когда дети были маленькими, а он молодым и сильным и защитил их на берегу моря от нашествия … саранчи. Спектакль режиссера Василия Сенина так и называется «Саранча». Пьеса сербского автора Биляны Срблянович раскручивает заурядную и страшную ситуацию сегодняшнего дня: равнодушие детей к старикам-родителям, ставшим для них вроде ненужной старой мебели в квартирке после евроремонта.

Что это за роль — престарелого господина Йовича? Практически в ней нет текста. Нет и пластических ресурсов. (Правда, один раз он, диабетик, выхватит куски сахара, быстро раскусит и проглотит их). Из чего создается образ, такой пронзительный и тревожный, ставший центральным в спектакле?

В другой сцене старик, опять сидя, но уже в коляске, медленно проплывает в глубине пустой краснофакельской сцены на фоне вечернего неба. И опять ни одного слова. Но сын-подонок Фредди (артист Константин Телегин) вдруг заговорит с отцом человечьим голосом. За кадром остается эксперимент сына-медика: высадка папаши на перекрестке дорог, образ обезумевшего от страха Йовича, мечущегося в потоке мчащихся автомобилей в поисках сына, и какое-то глубинное движение сердца Фредди, изменившее его отношение к отцу…

О Стрелкове говорят, что на сцене его глаза становятся огромными, в них читается жизнь его героев. Тому мы свидетели и в новой работе замечательного мастера академической сцены. Только с небольшой поправкой. На этот раз глаза его героя повернуты внутрь себя. Где-то там он просматривает видимые только ему тексты жизни.

В новой роли, таившей опасность стать не только немым, но и пустым местом в спектакле, актер продемонстрировал виртуозное владение энергией сценического присутствия, а также пластическим рисунком роли, доводя ее до скульптурной выразительности. Актер создает «неподвижный театр» абсурда старика-отца, приближая спектакль к размышлениям о тайне этой конкретной человеческой жизни. И о тайне времени, которое называется старость человека. Когда она не только неравная и постыдная борьба с физиологией («Папа, ты опять…»), но мгновенье тишины вселенной Человека в ожидании Годо…

Заслуженного артиста России Михаила Александровича Стрелкова хорошо знают и любят новосибирские зрители. В 1965 году он начинал свой творческий путь на сцене Новосибирского ТЮЗа в спектаклях Валентина Кузьмина, руководившего театром с 1960 по 1971 год.

Фотографии статьи
101-21.jpg
101-22.jpg