USD 109.5782 EUR 116.1410
 

Всё по-настоящему

Юлия БЫКОВА.
064-17.jpg
064-17.jpg



«Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии! Как томительно жарки те часы, когда полдень блещет в тишине и зное…». Библиотекарь размеренно читает произведение Гоголя школьникам. Те скучают, занимаясь делами, далёкими от восприятия русской литературы. Так начинается мини-спектакль. Но вот слово «ярмарка», произнесённое библиотекарем, превращается в восклицание, которому вторит весь класс. И тут мирно дремавшие ученики оживают, кружатся в танце, выкрикивают прибаутки с характерным акцентом…

— Когда детям начинают читать текст произведения, они не понимают, зачем это нужно, потом влюбляются в этот текст, хотят воплотить описанное в жизнь, в игру. Этот процесс и отражён в начале спектакля, — говорит Алла Подъяпольская, директор театра-студии «Начало». — Мы хотим, чтобы спектакль побудил школьника взять в руки книгу. Театр — это искусство синтетическое. Здесь и хореография, и музыка, и риторика, и история костюма. Всё это синтезируется и даёт возможность погрузиться в происходящее на сцене, проникнуться им.

Именно для того, чтобы зритель заинтересовался чем-то большим, нежели просто спектакль, театр-студия действует в формате «образовательного театра». Зрители — школьники и студенты — после представления обсуждают увиденное и получают домашнее задание, предлагающее поразмышлять, пропустив через себя игру на сцене.

Сегодня здесь собрались студенты института социальной работы и молодёжной политики НГПУ. Елена Белая, преподаватель НГПУ:

— Мои ребята учатся организации работы с молодёжью, с детьми. А театр — это, безусловно, один из вариантов такой работы. Для детей театр — это не сцена и не зрительный зал. Это особая атмосфера.

На вопрос, кем для нас является Николай Васильевич, кто-то из учащихся вспомнил определения известных литераторов: «русский Гомер», «русский фольклорист». А кто-то, как выяснилось, любит писателя как мастера мистических картин. Преподаватели, правда, возразили: всё-таки не «Вий», «Пропавшая грамота» и «Страшная месть» открыли нам Гоголя. Точно передав атмосферу Малороссии, писатель раскрыл общеславянский характер во всём его диапазоне. Студенты согласились и с этим.

Обсуждение плавно перешло в разговор на нашумевшую тему: чей же всё-таки писатель Николай Васильевич — «наш» или украинский? «Всё равно мы братья-славяне», «Есть ли вообще смысл делить литературу?», «А достойны ли мы того, чтобы спорить о принадлежности великого писателя тому или иному народу?» — почти перебивая друг друга, студенты спешили высказать своё мнение. Итог подвела Тамара Ефимовна Западенская, учредитель театра-студии «Начало», преподаватель-словесник: «Дай нам бог писать на русском языке так, как это делал Гоголь».

Немного об актёрах. Это ребятишки разных школьных возрастов. Несмотря на юный возраст, ребята играли так, что, казалось, в чём-то они переросли своих взрослых коллег. Во время представления создавалось впечатление, что выступающий не вживается в роль, а лишь примеряет маску своего героя. Отчего, надо сказать, игра нисколько не пострадала. И совсем не казалась непрофессиональной. Напротив, она приобрела какой-то свежий и даже озорной окрас. «Я играю в то, что мне интересно» — таков здесь актёрский посыл. Ну и как после такого не заинтересоваться самим объектом постановки, стащив с полки запылённый томик классика?

Возможно, в том числе и по причине неординарной манеры игры ряд спектаклей, приуроченных к юбилейному году Николая Васильевича Гоголя, удостоился множества наград. Среди них — диплом известного фестиваля театрального творчества «Времён связующая нить».

Пожалуй, больше всего в тот день зрителям запомнилась Солоха — ученица одиннадцатого класса Саша Лях. Оказалось, девушка родом с Украины! Вот почему нам довелось услышать залихватскую украинскую речь, приправленную талантом и невыразимым обаянием Саши. «Я похожа на свою героиню не только тем, что мы с ней с одной земли. Я тоже в случае чего могу за себя постоять. В театре я недавно. У меня аж дух захватило, когда узнала, что будем играть «Сорочинскую ярмарку»! Незадолго до этого я посмотрела мюзикл по этому произведению», — рассказывает Саша.

Танцы, песни, живая энергетика — представление на совсем небольшой сцене превзошло все ожидания. Но самое главное — здесь всё оказалось настоящим! Начиная от вареников с картошкой, которыми смог полакомиться каждый зритель. Вот даже Солоха, как выяснилось, — и та почти настоящая…

На мою шутку, что всё здесь само оживает, Алла Подъяпольская сказала: первый раз играли с суеверным предчувствием — всё-таки по сценарию должно-таки запахнуть чертовщинкой. Предчувствия не обманули: после премьеры зрители еле выбрались из помещения театра: дверь никак не хотела поддаваться...