А Настенька стала красавицей!
— Он сам его и ремонтирует. Зато Коля уже знает, кем будет, когда вырастет. Говорит, что станет трактористом и останется в деревне».
Приемные дети в семье Гуровых появились ровно год назад. Татьяна и Аркадий взяли в Чулымском детском доме сразу троих ребят: Настеньку и Колю Голубевых и их друга Артура Сорокина. Вместе ведь легче привыкать к новой обстановке. И в школе они друг за друга горой. А уж между собой тем более живут дружно. Год, конечно, еще не очень большой срок для новой семьи. Однако за это время, как говорит Татьяна Васильевна, все уже привыкли друг к другу. Ушли в прошлое особенно трудные первые полгода. За лето дети очень изменились. Хотя мальчишки и озорничают иногда. «Но не больше, чем все другие», — снова вступается за своих мама.
Гуровы — одна из семнадцати приемных семей Маршанского сельского Совета Каргатского района. Берут здесь детей, оставшихся без попечения родителей, представители разных профессий — рабочие, интеллигенция, даже пенсионеры. Есть такие семьи в Маршанке, Иванкино, Аткуле. Последняя семья организовалась в начале 2008 года. «Берут прежде всего потому, что детей жалко, — считает глава местной администрации Радысь Салехович Даутов. — В результате они живут в «семейном очаге», при родительской заботе. Здесь ребятишки привыкают к семейным ценностям и отношениям». Как руководитель территории Даутов отмечает и другой аспект: растет наполняемость образовательных учреждений сельсовета. Это огромный плюс при нынешней демографии — дополнительные рабочие места и доходы для местных жителей.
Его поддерживает и социальный педагог Маршанской средней школы Наталья Дмитриевна Голубь: «С появлением таких семей материальное положение жителей села улучшилось. Ведь приемные родители практически получили работу, которой некоторые не имели много лет». По ее мнению, в том, что материальная сторона тоже стимулирует появление приемных семей, нет ничего зазорного. Она сама недавно стала приемной мамой. «И это очень нелегкий труд — быть приемной мамой».
Но самое важное то, что в приемных семьях детям намного лучше, чем в детских домах или у родных непутевых родителей. В Маршанской школе учатся двадцать шесть приемных ребятишек. В новых условиях они очень сильно меняются. Раскрываются их способности. Они стараются проявить себя. «Когда мы встречаемся на семинарах с педагогами школ, то буквально не верим, что они рассказывают о наших ребятишках».
Приемных детей Гуровых сейчас тоже не узнать. Прежде всего они стали неплохо учиться. Две тройки за год — вовсе неплохой результат для учеников, которых еще недавно педагоги считали «запущенными». А у Настеньки дела идут еще лучше. Она сейчас настоящая красавица, говорят учителя. Бантики, заколочки, причесочка, платьица. А когда привезли ее из детдома, больше была похожа на мальчишку. Она участвует в школьных спектаклях. Недавно девочка была ведущей на школьном празднике.
Татьяна Васильевна сама большая мастерица — вышивает, вяжет, шьет. И Настенька вслед за мамой учится рукодельничать. В ее комнате стены увешаны различными красивыми поделками: рисунками, аппликациями, вышивками. А картину из соломки даже возили на выставку в Новосибирск. «Настенька занимается бисероплетением, — рассказывает Татьяна Васильевна. — У нее очень красиво получается».
Бывая в таких семьях, я всякий раз отмечаю, что приемные дети очень отзывчивы на доброту. Почти все они своих приемных родителей называют папами и мамами. Кровные дети Гуровых по-родственному относятся к новым членам семьи. Дочь Алена, которая живет в городе, когда звонит, обязательно передает привет новым братикам и сестренке. А места в их большом и красивом доме хватает всем — и детям, и внукам Гуровых.
На приемных ребятишках Гуровы барышей не заработали. У них нет хозяйства, поэтому очень много средств уходит на питание. «Детей надо кормить вкусно», — говорит мама. Поэтому-то (хотя у них есть хороший огород и сад, а глава семейства занимается заготовкой и реализацией мяса) Татьяна Васильевна летом постаралась припасти и ягод, и грибочков. Они не жалеют о том, что взяли в семью ребятишек. А ведь решались на это не один год.
Как и многих в Маршанке, подвигла их на это Наталья Владимировна Улищенко. Это во всех отношениях замечательная женщина — интересная, отзывчивая, сильная. Она первая в селе приняла в свою семью брошенных родными родителями детей.
Расходов своих на ребятишек они не считают — просто покупают все, что нужно детям. Есть у ребятишек и свой компьютер, и DVD. Социальный педагог школы Наталья Голубь в свою очередь считает, что система контроля за расходованием денежных пособий на детей излишне сложна: «В конце каждого года необходимо отчитаться, на что были истрачены детские деньги. Для этого надо вести записи и даже сохранять чеки, если, скажем, были куплены ребенку золотые украшения. Хотя есть специалисты органов опеки, социальные педагоги, которые должны наблюдать за тем, как дети одеты, обуты, накормлены».
Зато со льготами для приемных семей — сплошные непонятки: «Они должны быть. Скажем, дровами должны их обеспечивать по льготным ценам. Но никаких льгот получить никому не удается». А оформление документов на приемных детей! Это не каждому по силам: «Я на себе это испытала. Мне пришлось ответить на 175 вопросов! Семье, которая решила взять ребенка, нужно пройти разного рода комиссии, тестирование. Для этого придется не раз съездить в город. А результат может быть отрицательным. И еще. Иногда трудно понять, почему иным семьям отказывают».
А глава администрации Радысь Даутов озабочен дальнейшей судьбой приемных ребятишек: «Родители должны помочь им получить образование или хорошую специальность. Не дай Бог, чтобы ребятишки испытали еще раз такое несчастье — быть брошенными уже приемными родителями. Но среди наших семей, думаю, такого не случится». Гуровы, по крайней мере, чувствуют свою ответственность. «Если будут учиться после школы дальше, будем им помогать, — говорит Татьяна Васильевна. — Обзаведутся семьями, тоже поможем подняться. Как же я их брошу? Такого не может быть. Не для этого я их брала».