USD 103.7908 EUR 108.8705
 

Быть примером для своего ребенка

Елена КОСТИНА, фото Бориса МОСКВИНА.
253-22.jpg
253-22.jpg



Под ее трепетной опекой в течение последних пяти лет четыре педагога лицея стали победителями районных конкурсов и дипломантами областных. Ее ученики — частые призеры олимпиад и участники научно-практических конференций. Практически ежегодно среди ее выпускников есть золотые и серебряные медалисты.

А сама Татьяна Ивановна, выпускница Московского педагогического института имени Ленина, педагог с двадцатисемилетним стажем, — обладатель целого ряда высоких титулов и наград. В 2001 году она заняла третье место в областном конкурсе «Учитель года». В 2002 году ее работа была отмечена Почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации. В 2003-м Татьяне Ивановне как лучшему педагогическому работнику была вручена премия главы администрации Новосибирской области. Диплом выставки «УчСиб-2005» отметил ее достижения в конкурсе методических разработок на тему «Учимся толерантности». В 2007 Т.И.Чистова вошла в число педагогов, чей благородный и самоотверженный труд был отмечен всероссийским признанием и денежным вознаграждением. И этот список можно было бы продолжать.

Но одну из самых главных наград в своей жизни Татьяна Ивановна получила недавно. В январе этого года одной из первых она была отмечена наградой Новосибирской области — знаком «За материнскую доблесть». Эту радость с ней разделила вся ее дружная семья: муж и пятеро детей: Татьяна, Иван, Александр, Борис и Дмитрий.

Мы спросили Татьяну Ивановну не о школьных делах и не о ее собственных детях, а о том, что самое главное в воспитании настоящего человека, будь то родной ребенок или ученик. Вот что ответила педагог и замечательная мама:

— Вопрос действительно очень сложный. Мне кажется, для того, чтобы ребенок вырос хорошим, взрослый человек должен быть для него примером. Нужно, чтобы детям не было стыдно за своих родителей. Работая в школе, я вижу, что самую сильную боль ребенок испытывает, когда ему стыдно за близкого человека и он ничего в этой ситуации сделать не может. Для того, чтобы ребенку было комфортно в семье, для того, чтобы дети росли устойчивыми психологически, нужно прежде всего, чтобы им не было стыдно за родителей. Не важно, кем родители работают, главное, чтобы они были уважаемыми людьми. Дети всегда чувствуют, как их родителей воспринимают окружающие. Если его мама домохозяйка, а папа простой рабочий, но их уважают и ценят, ребенок всегда будет стремиться им во всем подражать.

Человек достоин уважения не из-за своего высокого положения или наличия у него высшего образования. Отнюдь. Достаточно быть просто честным и порядочным человеком. Если говорить о моих родителях, они были простыми рабочими. К ним всегда окружающие относились хорошо. И для меня всегда было очень важно не допустить ситуации, в которой моим родителям было бы за меня стыдно. Я очень хотела быть похожей на них, тоже стать уважаемым человеком.

Еще для ребенка очень важно быть понятым. Надо, чтобы взрослый помнил, что он тоже когда-то был в таком возрасте. Нужно стараться понять проблемы и тревоги ребенка. И постараться помочь, если требуется. То есть быть рядом с ним и в радости, и в горе. А у ребенка тоже бывают свои огорчения в любом возрасте. И в годик, и в пятнадцать лет, и в двадцать семь. И здесь роль матери — понять эту проблему и разрешить ее безболезненно для всех.

Сегодня, к сожалению, не так много многодетных семей. Когда ребенок растет в большой семье, когда его окружают и те, кто старше, и те, кто младше, он самой жизнью приучается быть мягким и уступчивым, внимательным к нуждам ближнего. В нашей семье, к примеру, никогда не обижали младшего. Потому что младший, он и есть младший. На него невозможно обижаться. Да, он может пошалить, даже может обидеть, но он маленький. Уступи ему, а потом объясни, что так делать нельзя.

И еще. Очень важно привить ребенку умение встать на позицию другого человека. В этом году у нас в Чулыме побывал поезд «За духовное возрождение», организованный совместно областной администрацией и Новосибирской епархией Русской православной церкви. Меня очень тронула беседа владыки Тихона, архиепископа Новосибирского и Бердского. Ему из зала задали вопрос: «Как можно понять и простить женщину, которая в родильном доме отказалась от своего ребенка?» Владыка сказал: «Не торопитесь осуждать. Нужно прежде всего попытаться понять ее. Может, у нее были такие жизненные обстоятельства, попав в которые, вы, возможно, поступили бы еще хуже…»

И я считаю, что умение встать на позицию другого человека в наше непростое время может помочь решить очень многие проблемы. И вот это умение надо воспитывать в детях с самого юного возраста. Иногда родители считают: «Он еще маленький и ничего не понимает». Все они прекрасно понимают. Они тоже умеют сопереживать. У меня сейчас внуку три года. Когда я прихожу усталая с работы и ложусь на диван, он изо всех своих детских сил тащит мне подушку: «На, бабушка, ложись…» Сама атмосфера, в которой растут и воспитываются дети, способствует тому, какими они будут. Все идет из семьи. Я считаю, что если в семье не сложилась личность ребенка, то потом в школе и в обществе трудно что-то исправить. Недаром народ говорит: воспитывай, пока поперек лавки лежит. Ляжет повдоль — ничего уже не исправить. Поздно будет.

Да, мы можем что-то пытаться исправлять, как-то корректировать личность ребенка, но создать ее заново не сможем. Все закладывается в семье. Если истоки эгоизма там взращиваются, потом с ними бороться сложно. Человек может вырасти внешне лощеным, вроде бы воспитанным, он будет поступать, как от него требуют нормы морали, но в сложной ситуации это внутреннее, что в нем заложено, непременно выйдет наружу. Очень легко делать добро, когда это тебе ничего не стоит. И очень сложно сделать добро, когда от тебя требуется чем-то поступиться. Не каждый человек, и ребенок, и взрослый, готов к таким «тратам». И материальным, и моральным. Увы, в наше время многие люди не сделают добра, если за это потребуется отдать что-то свое.