USD 108.0104 EUR 113.0947
 

Прорыв? Прорыв! А дальше…

Наталья МАНТОРОВА.



Но расчет отчасти оправдался. Хотя многие СМИ успели истолковать ситуацию, сложившуюся на Играх, как не самую, прямо скажем, лестную для страны. Встреча с главой управления физической культуры и спорта администрации Новосибирской области Александром Солодкиным в субботнем номере нашей газеты также отличалась далеко не радужными оттенками. Иначе как «холодным душем для всего российского спорта» Александр Наумович эту ситуацию назвать не смог. Поспешил-погорячился?

Ничего подобного. Заметим, что на момент нашего диалога и подготовки номера оставалось еще три с половиной олимпийских дня. Соответственно, были шансы у россиян на теперь уже известный решающий рывок, и окончательных итогов загодя никто подводить не собирался. С другой стороны, даже ныне подведенный итог — тоже не повод для истерического гвалта, который мы в последнее время так любим поднимать вокруг отдельных достижений наших спортсменов. Особо не задумываясь: а дальше-то что? Сумеем ли мы впредь достойно удержать взятую нами планку?

Что до нынешней планки на Олимпиаде, то при честно заслуженной бронзе в общекомандном зачете она объективно «недовзята». Если вспомнить того же президента Олимпийского комитета России, вслух убеждавшего соотечественников перед Пекином: мол, минимум 90 медалей будут наши. Разумеется, третью ступень пьедестала занять — само по себе здорово. Мало того, для России на сей раз это «высший пилотаж»: обойти основных соперников было, пожалуй, ныне просто нереально. И хотя в отдельных видах программы нашим спортсменам воистину не было равных, показательной битвы с фаворитами Олимпиады в целом на ее протяжении все-таки не получилось. Притом что ныне «золотые» китайцы с ныне «серебряными» американцами сражались «на уровне», были действительно друг друга достойны. Но фактически они оставили Россию далеко позади себя, если учитывать разницу в количестве наград, в частности, заветной высшей пробы. А ведь Олимпиада — не триумфальное шествие голых цифр: первый, второй, третий, ясное дело… Главные старты планеты показывают нам наше «законное место» в общемировом рейтинге. Олимпиада — в первую очередь «битва сверхдержав», пополняющих свои наградные копилки за счет большого количества развитых там видов спорта, большого количества мастеров, выступающих в большом количестве представленных на Играх дисциплин. И с кем нам тягаться? Не с Эфиопией же, которая замечательно бегает, но — при всех ее отдельных достоинствах — фехтует и синхронно плавает в мере, весьма условной. А вот истинно достойные соперники (кстати, во многом перенявшие нашу национальную методику подготовки спортсменов) вполне уверенно подминают нас под себя. Не хватало еще до того дожить, что когда-нибудь они соберут по 200 медалей, оставив нас на почетном третьем месте… с тремя. Утрирую, конечно, но повод задуматься-таки назрел, о чем мы с Александром Солодкиным в прошлый раз толковали.

Обозначенный же им провал российской сборной на минувшей Олимпиаде, как понимаем, не есть провал «вообще», по всем показателям и на смех планете всей (хотя некоторые страны, что греха таить, над нами действительно хорошо посмеялись). Провал этот прежде всего — перед самими собой, на фоне слишком громких криков о собственной «крутости», слишком «неадекватно» задранных планок и слишком странной, мягко говоря, рокировки: культ спортсмена как такового, который в конечном счете своим (а не чиновников олимпийского комитета и спортивных федераций) горбом зарабатывает эти медали для страны, все активнее вытесняется культом совершенно других фигур и ценностей. Об этом в последнее время также часто идут разговоры в прессе, и не только. Был бы прок…

Остается преклонить головы перед теми, кто все-таки на минувших Играх сумел так или иначе отстоять Россию. Сумел эти награды завоевать, в том числе совершив уверенный рывок в последние три-четыре олимпийских дня, казалось бы, призового места нашей стране уже не суливших. Но, похоже, россияне сделали многое, как часто нам подобает, не «благодаря», а «вопреки». Вопреки едва не рухнувшим надеждам. Вопреки изнуряющим околоспортивным чиновничьим передрягам. Вопреки — и это не секрет — сходящей на нет нашей некогда мощной национальной спортивной школе, методике, спортивной медицине. Вопреки отдельным поражениям… Браво всем, кто боролся и — выстоял. Искренние поздравления, честь и слава!

…С маленьким-таки скромным вопросом, уже не к ним: а что дальше-то, спортивная Россия?