Виражируя от «кобры» к «фаршированной» петле
Завтра в Новосибирске стартует Первый чемпионат мира по высшему пилотажу на самолетах Як-52.
Поклонников самых удивительных, феноменальных, экстремальных и безумно красивых воздушных шоу ждет много всего «лакомого»: летчики-спортсмены из семи стран земной цивилизации почти неделю будут демонстрировать свое мастерство.
Премудрости которого в наше время явно граничат с фантастикой. Дело даже не столько в самих трюках, которые с каждым разом становятся все живописнее. Больше потрясает человеческий фактор. Хотя подчас ты, настежь распахнув глаза и рот при виде сей сногсшибательной феерии, забываешь и думать, что внутри этого маленького металлического монстра-акробата по имени Як находится такой же, как мы с вами, хомо сапиенс. Из белка и нуклеина. Просто он куда более крепкий, выносливый, «железобетонный». В сущности, уникальный.
Итак, 28 обладателей «сверхчеловеческих» качеств будут соревноваться в аэропорту «Северный» 18 — 22 августа ежедневно с 10 до 18 часов. Там же 22 августа в 18 часов начнется награждение победителей и призеров, затем — в рамках празднования Дня государственного флага России — пройдут показательные выступления авиаторов и парашютистов, лазерное шоу, концерт и дискотека. 23 августа в 10 часов «Северный» ждет вас на «Авиашоу-2008», посвященное Дню Воздушного флота России и 95-летию со дня рождения Героя Советского Союза Александра Покрышкина. А завтра в 16 часов близ областной администрации у бюста нашему герою состоится церемония открытия чемпионата. В преддверии которого мы предоставили слово главному его судье Юрию Тарасову.
Юрий Леонидович прибыл к нам из Самары, где работает в аэрокосмическом университете — преподает «расчет самолета на прочность» (именно так этот предмет называется). Сам летал всю жизнь. Летает и теперь. Мастер спорта СССР, судья международной категории, профессор, доктор технических наук. Пишет книгу о высшем пилотаже.
— Этот вид спорта пользуется большой популярностью во всех цивилизованных странах, — рассказывает наш гость, — в Советском Союзе он развивался очень динамично. К тому же занятия тогда были бесплатными. Если человек хотел освоить это искусство, он приходил в аэроклуб ДОСААФ. И — осваивал. Единственным условием были медицинские показания. А теперь каждый час полета слишком дорого стоит, и, чтобы овладеть навыками, надо хорошо выложиться.
— В буквальном смысле, выходит?
— Да, несколько десятков тысяч рублей заплатить. И самолеты стоят немало — около 400 тысяч долларов, например, составляет цена Су-26. Поэтому в России практически нет этих самолетов, их за рубежом больше — в Америке, Англии, Германии, Франции… Словом, куда продадим. Наш вид спорта не финансируется. Нет такого, как в футболе, где главному тренеру 18 миллионов долларов заплатить — не проблема. Хотя Виктор Смолин, главный тренер сборной России по высшему пилотажу, наковал уйму абсолютных чемпионов мира, по полведра медалей его воспитанники привозят с каждых соревнований. Он сам абсолютный чемпион мира. И что он получает? Ничего он не получает!
— Значит, представители вашего вида спорта — теперь своего рода элита спортивного сообщества, во всем самые-самые? Самые здоровые, самые крепкие, самые, скажем так, умелые в плане добывания средств на собственное дело жизни…
— Конечно, это люди состоятельные, которые имеют возможность арендовать самолеты. Либо покупать. А потом их содержать, технически обслуживать. В свое время мы удивлялись, как это люди за рубежом живут? Надо за свой счет арендовать аэродром, нанять тренера, нанять механика. У нас-то все бесплатно! Но настали другие времена. И мы поняли наконец, «как это они так». Вот материальная составляющая — это сегодня для нас главная сложность. Потому и упал интерес со стороны потенциальных спортсменов, в том числе потенциальных чемпионов, к высшему пилотажу.
— Однако тем, кто попадает в национальную сборную, уже легче…
— Сборная России, конечно, формируется из людей, хорошо умеющих летать, и за свое участие в команде они уже не платят. Но этого нужно еще добиться.
— Понятно. Юрий Леонидович, а сильно ли изменились сами упражнения, насколько стали сложнее? Ну, если сравнивать день сегодняшний с периодом расцвета авиаспорта в СССР.
— Действительно, этот спорт становится все более и более сложным. И тому летчику, который выступал 30 — 40 лет назад, не под силу было бы выполнить такие комплексы, какие выполняют ныне. Раньше было как? Набор стандартных фигур — чистый штопор, чистая петля... А теперь та же петля так «нафарширована» разными нюансами! Или, допустим, чистый вираж был. Теперь он выполняется с элементами вращения вокруг продольной оси. И уйма, уйма других комбинаций. К тому же новые фигуры появились.
— Например?
— Например, летчик-испытатель Виктор Пугачев предложил «кобру». Самолет в данном случае летит на отрицательных углах. Летит, а затем выходит на вертикаль, принимает положение перпендикулярно земле. Представляете?
— То есть… как бы встает на хвост прямо в воздухе? Представляю.
— Хорошо. А теперь представьте, что именно в таком положении он продолжает двигаться — хвостом вперед. Вот такое упражнение сегодня ребята выполняют. Или возьмем штопор. Он вообще-то при полете сверху вниз делается. Но подобное вращение стали выполнять и при подъеме вверх. Самолет опять-таки «становится на хвост», начинает вращаться и при этом набирать высоту. Потом зависает ненадолго. И летит в обратном направлении, хвостом вниз, продолжая крутиться. Конечно, спортсмены высшей лиги испытывают при всем этом жуткую перегрузку. Плюс 12 — точно.
— Что это значит?
— Вот вы весите килограммов 48 — 50, так?
— Спасибо. Уж потяжелее буду.
— Впрочем, это неважно. Возьмите свой реальный вес и представьте, что на вас давит груз в 12 раз больше.
— Это же 700 с лишним килограммов! Не представляю.
— Вот. А на спортсмена во время полета давит такая сила — в 12 раз больше, чем сам он весит. Веки при этом открытыми практически не держатся, сердце кровь прокачивает тяжело. Надо постоянно тренироваться, чтобы все это выдерживать. Сделал паузу в тренировке — надо будет потом заново набирать форму.
— С какого возраста можно приступать к занятиям?
— Первоначальные стадии обучения проходят у нас обычно лет в 18 — 20. Получают азы, все необходимые навыки управления самолетом. Просто управления. Потом понемногу приступают к выполнению упражнений. Это лет в 25. Но есть «вундеркинды», которые быстрее осваивают это искусство. Например, Максим Барабанов из Подмосковья, он сегодня здесь, на нашем чемпионате. Он окончил школу высшего пилотажа в Калуге, теперь учится в академии гражданской авиации в Санкт-Петербурге. Но таких самородков мало. А годам к 28 — 32 наступает расцвет. И можно продолжать заниматься авиаспортом лет до 45, а то и более.
— Должно быть, пока здоровье позволяет?
— Да, а медицинские комиссии мы проходим так же, как космонавты, как летчики-истребители, которые испытывают подобные перегрузки. Но летчик-истребитель, управляющий сегодня самым современным сверхзвуковым самолетом, использует специальный костюм, позволяющий смягчать это давление. А у нас таких костюмов нет.
— Юрий Леонидович, наверно, никого не стоит убеждать, что авиаспорт — это не просто экстрим, это суперэкстрим, требующий поистине уникальных сил и самообладания. О чем не стоит забывать в полете прежде всего?
— Когда летишь, нужно думать не о том, как бы вот-вот ничего не случилось. Если постоянно будешь мыслями на это отвлекаться, то какой после этого полет? Чтобы ничего не случилось, надо просто хорошо готовиться и перед каждым полетом проходить медосмотр.
— Ваши пожелания участникам чемпионата?
— Желаю спортсменам чистых, красивых полетов. Побед — сильнейшим. Объективного судейства. И, конечно, хорошей погоды — всем.