Но есть такое там, что учит вне программ...
Шахматы наряду с другими дисциплинами вошли в программу состоявшейся в Новосибирске Международной детской Сибириады «Спорт — Искусство — Интеллект». Кто же в фаворитах?
— Думаю, основная борьба развернется между командами Новосибирска, Бердска, Барнаула, Новокузнецка. Шахматы в этих городах очень хорошо развиты, — говорит главный судья соревнований Владимир Козодой, — но окончательные прогнозы делать рано.
Это само собой. Просто наш десант оказался здесь в первый (из четырех) день соревнований.
— Тогда непосредственно о турнире. То, что проводится он в контексте Сибириады, придает ли ему каких-то особенностей?
— Все турниры друг от друга отличаются как общей атмосферой, так и настроем отдельных игроков, их поведением во время партии. Командные первенства в свою очередь заметно отличаются от личных. В личном человек отвечает сам за себя, может предпринять какой-то очень уж смелый ход, рискнуть: а, была не была, мол, сделаю то-то и то-то… У игрока даже внешне соответствующее поведение прослеживается. А команда есть команда: один за всех и все за одного. Даже спортсмен, который заведомо сильнее своих товарищей именно в игре, может запросто в эту команду не попасть, если он не проникнется ее духом, пониманием того, какими средствами достигается общая цель. Вот Сибириада этот командный дух помогает воспитывать, укреплять. Учит дополнительной ответственности.
— Владимир Иванович, правила игры, естественно, одни, но, быть может, ее характер у современного подростка чем-то явно отличается от характера игры предшественников?
— Раньше, когда сам я активно играл, нас называли «детьми информатора». В Югославии периодически выходила такая книга, по которой мы учились. Там собирались партии турниров, проходящих во всем мире, комментировались они ведущими гроссмейстерами. Книга называлась «Шахматный информатор». А юные игроки сегодня — это дети компьютеризации. Всему на смену пришел компьютер, все партии теперь автоматически заносятся в компьютерную базу Международной шахматной федерации. Соответственно, у ребят несколько иной подход к игре вырабатывается.
— То есть им нужно больше динамики, сообразительности…
— … в том числе. Машины в наше время играют в шахматы очень здорово, анализ проводят на высочайшем уровне. Если мы некогда методом проб и ошибок доходили до истины, то сегодня многие проблемы решает компьютер. Это более мощное пособие. И как результат — идет другая игра. На дебютной стадии она более техничная, более, скажем так, правильная. Компьютер не делает грубых ошибок, свойственных человеку. Даже в анализе. На стадии миттельшпиля еще можно состязаться с компьютером в плане стратегии, компьютер — все же счетный механизм. А в эндшпиле с ним бороться практически бесполезно. Если он имеет чуть более выгодную позицию, он обязательно выиграет. Так что изучение эндшпилей по компьютерным программам может довести твою игру практически до совершенства.
— А есть ли предел этому совершенству?
— Вот этого даже компьютер не может пока определить, хотя миллионы вариантов в секунду просчитывает. Там бесконечное множество всех этих вариантов. Так что всем нам еще расти и расти!
И вот четыре дня шахматного турнира позади. Кемерово — чемпион. Новосибирск на втором месте. Бронзовым призером стал Барнаул. И вот что еще: пожалуй, каким бы комбинациям ни учило людей ими же созданное диво — компьютер, воспитывать и укреплять «командный дух» лучше все-таки в компании людской. Участники Сибириады, именно за эту возможность ей особенно благодарны, с нашим утверждением согласны. А вы?