Когда надежда есть, и только на хирурга
— Выполнить оперативное вмешательство у любого нашего пациента успешно — половина дела, вторая половина — выхаживание больных в послеоперационный период. Это реанимация. Отделение реанимации укомплектовано профессионалами с высокой квалификацией плюс сестринские кадры именно отделения хирургии. Труд хирургического отделения — это труд коллективный, нельзя говорить, что только доктор такой замечательный, раз так хорошо выполнил операцию. Да, доктор выполнил — и всё, а кто будет выхаживать пациента, делать перевязки и уколы, выполнять назначения, судно выносить? Заходите в отделение — не чувствуется спертого запаха больницы, свежо, чисто. У нас полное понимание с администрацией больницы по комплектованию отделения персоналом, по оснащению аппаратурой, медицинскими препаратами, мебелью.
В штате отделения четыре хирурга, основу составляют врачи с высшей квалификационной категорией, постоянно обучаем молодых специалистов. Как можно стать асом в своем деле? Желание и работа. Хирурги у нас каждый день находятся в операционной, выполняют плановые оперативные вмешательства. Последние годы мы делаем акцент именно на плановую хирургию, из года в год увеличиваем этот показатель, снижая риск экстренного оперативного вмешательства. Что легче, тушить пожар или не допустить его возникновения? Можно сравнить, к примеру, соотношение проведенных нами за прошлый год операций: экстренных и плановых хирургических вмешательств по холециститам получается 1:5, а по ущемленным грыжам 1:13. Это хорошие цифры.
Хирургия сельская в своем плане уникальна, почему? Клиники города, к примеру, имеют специализированные отделения, то есть врачи имеют узко направленную специализацию, каждый занимается и совершенствуется в своей области. Врач общей хирургической практики на селе должен выполнять оперативные вмешательства на любом участке тела.
Если с какими другими недугами больные из района стремятся попасть в больницы областного центра, то оперироваться все хотят непременно дома, у доктора Липового. Регулярно на тонкой грани между жизнью и небытием поступают в хирургию участники ДТП, криминальных историй, бытовых травм. И статистику тревожить не надо, без нее видно: как у народа праздники, так у хирургов работы прибавляется. Не раз и не два, а намного чаще зашивал доктор Липовой раненое ножом сердце. Раз в год такой случай обязательно бывает. Или взять, к примеру, недавнюю попытку молодого парня свести счеты с жизнью, выстрелив себе в лицо из ружья. Несколько часов стояли за операционным столом заведующий хирургическим отделением и молодой хирург Тимофей Остапенко. Если для молодого врача это начало такой практики, то для доктора Липового, два года проходившего действительную военную службу в Республике Афганистан врачом мотоманевренной группы, оказывавшего первую врачебную хирургическую помощь непосредственно на поле боя и вернувшегося оттуда с заслуженными боевыми наградами, среди которых медали «За Отвагу», «За боевые заслуги», — привычное дело.
— Сегодня в наше мирное время огнестрельная рана не является какой-то казуистикой, она присутствует в нашей работе. Это самострелы или несчастные случаи, которые происходят чаще всего на охоте, в быту, — продолжает свой рассказ доктор Липовой. — Огнестрельная рана является раной уникальной, которую нельзя сравнить ни с какой другой раной по причине наличия феномена пульсирующей полости у огнестрельного канала. Хирургические объемы оперативного вмешательства, которые выполняются по отношению к этой ране, уже методически отработаны, личным опытом проверены на практике не раз. И лечение таких пациентов не являются камнем преткновения в плане ведения, выхаживания, оказания первой хирургической обработки.
Если говорить о последнем случае с молодым человеком, то он выстрелил себе в подбородок. Заряд дроби вынес подбородок, нижнюю челюсть. Костные фрагменты, получив заряд энергии от дробового заряда, разлетаясь в разные стороны, дополнительно нанесли травмирующее действие. У человека получилось буквально кровавое месиво вместо лица. Задача наша была, ко всему прочему, максимально сохранить ткани, чтобы лицо было на таковое похоже. Объем хирургической помощи был выполнен на достойном уровне, на 10-е сутки пациенту были сняты швы на операционной ране, на 14-е сутки он был выписан на амбулаторное долечивание и консультацию у специалистов отделения челюстно-лицевой хирургии областной больницы для решения вопроса о ряде восстанавливающих оперативных вмешательств. Почему-то все решили, что мы провели уникальную операцию. Я так не считаю, она была бы такой, если бы нам удалось восстановить и выполнить первичную пластику лица. Мы же выполнили только первичную хирургическую обработку, а главное — спасли человеку жизнь.
Главный хирург области Анатолий Васильевич Юданов, а раньше Евгений Михайлович Благитко — наши профессора, курирующие нас в областной больнице, никогда не ограничивали районных хирургов перечнем каких-то определенных операций, какие можно выполнять на уровне ЦРБ, а какие нельзя. Если их ввести — значит не дать больному шанса на жизнь. Поэтому хирург должен быть готов к любому роду оперативных вмешательств. Единственное — и такая практика действует по всей области — это оказание специализированной помощи, например, пациентам с онкологическим или кардиологическим диагнозом. Такая помощь, и это правильно, должна проводиться в специализированных клиниках высокопрофессиональными кадрами, в районах такой возможности нет.
Если сравнивать оказание хирургической помощи еще десять лет назад, то движение вперед очевидно. Сегодня хирургия без новых технологий немыслима. Холецистэктомия мини-доступом — теперь обычная практика, и уже мы готовы к видеоскопической холецистэктомии. Приобретена лапароскопическая стойка. Получили ряд новых приборов в операционную. Это хирургический отсасыватель, приборы для высокочастотной коагуляции, для разрезания тканей электроножом. Нам привозят только то, что мы просим и заказываем, что найдет практическое применение. Обучение, постоянное повышение квалификации на всевозможных курсах — это то, что каждый врач должен делать постоянно. Нельзя жить лишь старым багажом знаний.
За прошлый год в хирургическом отделении проведено 805 операций, около 40 процентов выполнено непосредственно ведущим специалистом хирургической службы района доктором Липовым. Независимо от календарных и праздничных дней он ежедневно бывает на своем рабочем месте. Из редких часов отдыха предпочтение отдает его активным формам: охоте, рыбалке. Физическую форму помогает поддерживать дружба со спортом: зимой обязательная ходьба на лыжах и бег на коньках, а летом — велосипед. На своем участке развел настоящий сад. В доме, на усадьбе все мастерит своими руками. Нравится работать по дереву, теплый материал которого успокаивает и отвлекает. Стаж работы у Андрея Владимировича в Краснозерской ЦРБ 22 года, с перерывом на службу в Афганстане. Портрет заслуженно уважаемого и любимого хирурга занимает достойное место среди лучших людей района на Доске почета.