USD 109.5782 EUR 116.1410
 

Учиться у героев лучшему, чтобы самим собою стать...

Наталья МАНТОРОВА. Фото Сергея ДЯТЛОВА.
049-16.jpg
049-16.jpg




Истинное ощущение торжества момента, особенно ярко выраженное на двух «неизбежных» церемониях, — открытия этого большого спортивного праздника и его закрытия (вкупе с процедурой награждения отличившихся). Празднично оформленный зал. Все это, словом, как и многие другие сопутствующие моменты, свидетельствовало явно о качественном росте нашего турнира, о его, так скажем, комплексном совершенстве. Отныне «турнир Покрышкина» всецело признан одним из самых представительных в России и включен в официальный календарный план Росспорта. Параллельно он получил статус «мастерового». Что говорит само за себя: борцы теперь имеют возможность на данных соревнованиях повышать собственный статус, в частности, выполняя норматив мастера спорта.

«А ведь для спортсменов, особенно если мы хотим ширить географию и привлекать иностранцев, это очень важный момент, — отмечает перед началом стартов Валерий Посудников, исполнительный директор Федерации каратэ России, — и когда этот турнир появился в графике Росспорта, совсем другое отношение к нему со стороны многих возникло». Стали им, по словам Валерия Николаевича, целенаправленно интересоваться. И, выбирая для себя соревнования из всего разнообразного графика, активнее делать — при «прочих равных условиях» — выбор в пользу мемориала Покрышкина. Реальная возможность выступить на крупных соревнованиях появилась теперь у гораздо большего количества российских спортсменов. Ибо для массы регионов Новосибирск уже географически куда доступнее, чем... сами понимаете. И отправиться одаренному, но покуда не слишком богатому на спонсоров молодому спортсмену в ту же Москву, чтобы «заявить о себе и получить статус», часто не представляется возможным.

...Поединки проходили в течение двух дней, начиная с десяти утра, в нескольких возрастных категориях. Самым маленьким участникам турнира — восемь лет; самым старшим — восемнадцать и более. «Путь постижения боевых искусств — это путь приобретения силы через мудрость и через приобщение к национальным традициям, — обращается в своем приветственном слове к борцам Александр Солодкин, начальник управления физической культуры и спорта администрации Новосибирской области. — Мастера боевых искусств могут служить примером силы, ловкости, хорошей физической формы, с одной стороны, и благородства, справедливости и духовной силы с другой. Прежде чем победить противника, необходимо победить себя, и эта непреложная истина является общей для всех, кто посвятил себя изучению единоборств».

Борцы действительно в основном спокойны, предельно сосредоточены, чувствуется эта искомая сила. Никакой агрессии, заведенности и суеты перед выходом на ковер. Никаких эксцессов в дальнейшем. Неискушенные, кстати, ждут порой от таких соревнований «чего-нибудь разэтакого», полагая, что количество синяков и крови «на выходе» свидетельствует об истинном уровне мастерства единоборцев. Заблуждение? Да, мягко говоря... Посему турниры подобного статуса призваны, не сочтите за высокопарность, формировать в том числе культуру восприятия настоящих боевых искусств — вкупе с исторической и философской подоплекой оных, воспитывать должным образом публику.

«Тем более состав спортсменов представлен у нас довольно качественный, среди них много мастеров спорта, чемпионов и призеров России, Европы, мира, — говорит президент клуба «Динамэкс», главного идеолога и организатора соревнований, Виктор Овчинников. — У нас нет задачи сделать турнир как можно более массовым. Основную ставку делаем все же на уровень мастерства, на этот самый качественный состав — как спортсменов, так и судей». Показателем чего стал еще один, казалось бы, чисто технический нюанс: «Вот в прошлом году наши соревнования заканчивались ближе к ночи, — продолжает Виктор Львович, — теперь же как-то более компактно и динамично все происходит, без перебоев». И происходит оно вовсе не ценой корректировки правил борьбы и сжатия программы (хотя дети обычно выступают как раз по «детскому» — более щадящему варианту, проводя на ковре чуть меньшее количество времени, нежели взрослые). Напротив, представительность турнира обязывает придерживаться «олимпийского номинала». Практикуются и так называемые утешительные бои, позволяющие спортсменам, которые проиграли заведомо сильным соперникам, не выбывать из соревнований преждевременно. И — продолжать борьбу.

Кстати, насчет продолжения борьбы. Уже в более широком смысле. Алексей Шумаков, спортсмен из Рубцовска, завоевал на минувших состязаниях три награды: серебряную медаль в весовой категории свыше 75 кг, бронзовую — в абсолютной, а также приз зрительских симпатий. Знакомимся. «Дяде Леше», как с почтением обращаются к нему юные соперники, они же боевые друзья, исполнится скоро 41 год. Регламент, как понимаем, позволяет ему выступать в категории «восемнадцать и старше». Но каждый ли на его месте отважился бы?.. «Я никогда не переставал заниматься каратэ, — рассказывает Алексей, — принадлежу к тем людям, которые просто всю жизнь отдают спорту. Всю жизнь работают в этой сфере и по возможности выступают на соревнованиях. В частности, на ветеранских. Давно обратил внимание, что ребята — французы, испанцы и так далее — это дело вовсю практикуют. В свое время, когда был молодым, не удалось добиться высоких показателей. Но желание осталось. И силы, как подтверждает практика, тоже».

Успехов, в том числе на международной арене, Алексей в последнее время стал действительно добиваться. А что до мемориала Покрышкина, то прежде нашему гостю из Алтайского края доводилось работать здесь в качестве судьи. Привозил (и на сей раз привез вновь) своих воспитанников, среди которых — двое его собственных детей, Иван и Лиза, активно продвигающиеся ныне по стопам отца. Елизавета Шумакова, кстати, заняла на минувшем турнире в своей подгруппе третье место. «Сам же здесь выступаю впервые, — продолжает гость. — С молодежью у меня нормальные отношения складываются, мы свободно общаемся, практически на равных».

Интересуюсь: «А если сравнить нынешнюю молодежь и себя, некогда начинающего? Ощущаете ли разницу — в отношении к борьбе, в манере освоения техники, в постижении философии этой борьбы?» Технику, по словам Алексея, во всех ее «глубинных взаимосвязях» современные молодые борцы постигают отлично. «Единственное, чего не хватает, это куража какого-то, вот этого духа, — положа в буквальном смысле руку на сердце, собеседник мой не без явной экспрессии живописно вздымает ее тотчас вверх. — Понимаете? Мол, вот вам, ребята, ковер, инструктор, кимоно — берите, работайте, совершенствуйтесь! И они делают это. Как положено. Но в нас, мне кажется, все-таки больше какого-то внутреннего импульса было. Может, отчасти потому, что в свое время в подвалах полуподпольно занимались, через запреты все шло и тем самым этот импульс усиливало...»

Как бы то ни было, совершенно разумное зерно Алексей видит в том, чтобы связь поколений крепить всеми способами. По возможности выступая бок о бок с подопечными на соревнованиях. Что, думается, не вызовет наводящих вопросов типа — а для чего? И еще. Всему, разумеется, свое время. И означенный кураж, прежде усугубляемый запретами, исчерпан исторически. Идем дальше. Есть иные способы аккумулировать в себе искомую внутреннюю силу. Иные мотивы. «Все же мы были воспитаны патриотами. Я знаю, например, кто такой Покрышкин, знаю, кто такой Кожедуб... А начинаешь спрашивать об этом молодых — обнаруживаются пробелы. Хотелось бы, чтобы ребята умели поболеть, побороться за свою Родину, за свое Отечество, — заключает Алексей. — А имена героев пусть будут для них просто олицетворением мужества, силы, воли и всего, к чему следует стремиться, на что равняться». И то верно. Просто помнить о них. Помнить, какими они были, чем знамениты. Воспитывать в себе и применять на собственном поприще свойственные им качества. И вырастать самими собой. С набором уже собственных достоинств. Что в этом плохого?

Фотографии статьи
049-17.jpg