Душа сибирской песни
А у Николая Кудрина их много — «Деревенька моя», «Перепелка», «Хлеб — всему голова», «Сапожки русские».
Они все пропущены через его собственное сердце, оттого и вызывают и любовь, и ответное сопереживание, и долго помнятся.
Несколько песен было написано на слова новосибирского журналиста и поэта Валерия Ржанникова, с которым Кудрина роднили верность родной земле и лиричное восприятие мира. И песни были такими же лиричными и с доброй долей народного юмора — «Чужое окно», «На два дома баня», «Коля-Коленька», «Черемуха».
Николай Михайлович — подлинный сибиряк. В селе Вассино Тогучинского района, где он родился и жил до десяти лет, он с раннего детства вобрал в себя красоту окружающего мира, звуки и запахи родной деревни, дух народной песни. Это подпитывало его всю жизнь — и когда 16-летним пареньком в конце войны поехал служить юнгой на Дальний Восток, и когда уже профессионально трудился на музыкальном поприще — сначала баянистом в Государственном академическом Сибирском русском народном хоре, а затем талантливого музыканта пригласили в Новосибирскую государственную филармонию, где он и трудился до конца своих дней.
Гармонь он взял в руки в раннем детстве, выучившись игре у соседа, и отец вынужден был купить ему собственную гармошку, выделив для этого из крестьянского хозяйства пару пудов ржи на продажу. Позднее, уже в Новосибирске, музыкально одаренный мальчишка сам нашел дорогу к Дому пионеров, чтобы освоить баян.
С ним и поехал на Тихоокеанский морской флот, скрашивая себе и своим товарищам вечерами часы отдыха, которых было немного. Шла война, рейсы через Тихий океан в Портленд и к берегам Америки позднее назвали «огненными», смертельно опасными — в любую минуту можно было напороться на вражескую мину и пойти ко дну вместе с судном.
Николаю повезло: он выжил и хотя полюбил морскую службу и даже хотел связать с ней свою жизнь, судьба распорядилась по-своему. Из-за болезни родителей, у которых он был единственным сыном, а значит, и единственной опорой и кормильцем, он должен был вернуться в Новосибирск.
Посвятив себя профессиональной сцене, Николай Михайлович стал учиться заочно в Москве на инструментальном отделении института культуры. Возможно, именно тогда, на уроках композиции и встречах с именитыми музыкантами, понял свое истинное призвание — сочинять собственную музыку и собственную сибирскую песню.
Песни Кудрина удивительно мелодичны и задушевны. Они легко находят дорогу к слушателю и к его душе, особенно к тем, кто еще не растерял своих корней. И это не только сибиряки. Песни нашего земляка-самородка любят и поют во Франции, Германии, Японии, Америке и других странах. В Швейцарии, услышав знакомый мотив «Деревеньки» на аккордеоне, наш соотечественник поинтересовался: чья, мол, музыка? И был немало удивлен ответом: «Музыка народная». Это самая высокая оценка ее автору!
С простым народом Николай Михайлович легко находил общий язык и понимание. В душе он всегда оставался все тем же деревенским пареньком, которому дорого все, что связано с малой родиной, с Сибирью и ее природой. Где еще найдешь такие просторы, такой лес, наполненный всеми своими дарами и неповторимыми запахами! Где еще душа так щедро открывается навстречу простым земным радостям — аромату свежеиспеченного хлеба или травы в пору сенокоса, белоствольной березке, одиноко стоящей на опушке леса, разноголосым крикам окрестных петухов, славящих новый день, и вечно живой симфонии деревенского утра.
Николай Михайлович любил выезжать на концерты в село, к простым людям. Они заряжали его новой творческой энергией, радостью, жизненной силой. Народ любил его и его песни, видел в нем выразителя своих настроений и чаяний. Его произведения с удовольствием брали в свой репертуар знаменитые исполнительницы русских народных песен Людмила Зыкина, Ольга Воронец, Нина Пантелеева, солистка Сибирского народного хора Галина Меркулова.
Народ порой по-своему выражал любовь и признательность, присылая на его домашний адрес, а порой и вручая при встрече, нехитрые дары из деревенских припасов — сало, грибы, разные соленья, домашнюю наливку, орехи.
Главу в своей книге «В объятиях Атлантики» посвятил земляку новосибирский журналист Николай Дедов. В ней он рассказывает об истории создания их общего детища — песни юнг «Нас море крестило», к которой Дедов по просьбе композитора написал слова. Два ветерана войны отдали дань памяти своей боевой юности, когда парнишками под огнем врага бороздили тихоокеанские просторы. Оба — участники «огненных рейсов 1941 — 1945 годов». Оба стояли у штурвалов кораблей, рискуя каждую минуту подорваться на вражеской мине и оказаться на морском дне вместе с судном.
Эта песня стала гимном юнг Великой Отечественной войны — участников плавания в союзных морских конвоях, и они с удовольствием его поют во время общероссийских слетов.
Слава и признание к Кудрину пришли еще при жизни. Его наградили орденом Дружбы народов, в 1990 году назвали Человеком года, ему были присвоены звания заслуженного работника культуры, заслуженного деятеля искусств РСФСР. Не успели, правда, порадовать званием народного артиста России, которым сам народ уже давно его считал.
Скоро будет десять лет, как композитора нет с нами. Но в 2000 году, уже посмертно, по результатам опроса сибиряков, Николай Михайлович стал «Гражданином ХХ века Новосибирской области». Его именем названа одна из улиц в Новосибирске, которая появилась уже в новом столетии, закрепив память о народном композиторе для будущих поколений сибиряков.
Ежегодно Дом народного творчества проводит областные фестивали, посвященные именитому земляку. По решению мэра города Новосибирска, 19 декабря, в день его рождения, ежегодно проводятся праздники Кудринской песни, которые, несмотря на зимний месяц, бывают неизменно многолюдными и жаркими, так как на них приходят люди с теплом и светом в душе и с горячей любовью к народной песне.
Верный друг и коллега Кудрина, бывшая солистка Сибирского народного хора, исполнительница его песен Нина Степановна Павлова все делает для увековечения памяти родного человека и популяризации его творчества. С 1998 года она по собственному почину и при поддержке отдела культуры администрации Центрального района проводит фестиваль Кудринской песни в Центральном парке, собирая до тридцати творческих коллективов, в репертуар которых непременно входят песни нашего земляка.
Недавно новосибирский клуб «Дзержинка» провел VIII фестиваль русской песни под девизом «Примите в подарок», где звучали и кудринские творения.
А на малой родине композитора, в селе Вассино Тогучинского района, тоже теперь будут проводить праздники Кудринской песни. Так решили его земляки.
Во Франции имя Николая Кудрина входит в первую сотню самых популярных композиторов-песенников.
Его творчество, созданное для народа, ушло в народ и растворилось в нем. И это самая лучшая награда для творца!