А выспимся зимой...
А уж если кому удалось добиться серьезных успехов, то их чуть ли не барами выставляют, барыгой могут обозвать. Хотя трудиться так, как вкалывают эти «барыги», многим и не снилось. И то, чего они достигли, заработано литрами пота, миллиардами сожженных нервных клеток, зарубками на сердце.
С руководителем крестьянско-фермерского хозяйства «Новое время» Михаилом Андреевичем Кундиком мы познакомились около трех лет назад, когда писали большой материал о ведущих черепановских фермерах. Все наши тогдашние герои отличались каким-то подчеркнуто философским отношением к жизни, к своему делу, но даже на общем фоне Кундик выделялся. Он был, словно карточный игрок, точно знающий прикуп, и как бы ни складывались обстоятельства, его «партия» все равно будет выигрышной. Хотя в самом начале своей фермерской деятельности он сделал ход, скорее похожий на безнадежный блеф. Начало 90-х годов. Михаил Андреевич покидает коллективное хозяйство и берет огромнейший по тем временам кредит на открытие собственного дела. Время было нестабильное и повернуться могло по-всякому. Но Кундик был уверен в себе, и его «корабль» миновал скалы банкротства и уверенно лег на правильный курс. Однако и сейчас, когда внешне все благополучно, работа отнимает львиную долю времени и сил.
Лозунг «Фермеры накормят Россию» был весьма популярным на заре движения. Да, можно сказать не накормили, но к чему громкие слова, когда хозяин каждого крупного фермерского хозяйства (а их в области все же немало) подобно Кундику выстроил вокруг себя собственное государство. Разве три десятка мужчин, которые кормят семьи и уверены в завтрашнем дне, это мало? Да и крупные КФХ сегодня — это, по сути, лишь юридический статус, на самом деле это самые что ни на есть сельхозпредприятия, по объемам производства, уровню работы с землей сопоставимые, а порой и превосходящие большинство привычных коллективных хозяйств. Фермеры, имеющие два-три комбайна и 150—200 гектаров земли, — вчерашний день.
За три года, что мы не были в гостях, во владениях Кундика произошли заметные изменения. На базе, где сосредоточено все — от здания бухгалтерии до зернотока, полным ходом завершалось строительство склада для хранения зерна, появился вместительный гараж для техники, неподалеку гордо красовался новый трактор «John Deere» со шлейфом посевной и землеобрабатывающей техники. Судя по всему, ничего с идеальной кредитной историей «Нового времени» не произошло, и банки с легкостью дают Кундику кредиты на развитие хозяйства.
— В рамках национального проекта, — говорит Михаил Андреевич, — взяли в этом году кредит на 13 миллионов рублей — купили хороший трактор с посевным комплексом, склад строим. В нем сможем хранить до 70 процентов собственного зерна, так что никуда возить и тратить деньги на хранение теперь не придется. А проблема сейчас — не взять деньги, а быстро их освоить, чтобы они скорее заработали и стали приносить отдачу.
Да, всем бы такие проблемы. А вот отдача уже есть — вложенный миллион рублей на минеральные удобрения уже вернулся сторицей за счет высокой урожайности. Ячмень в этом году дал по 33 центнера с гектара, а на круг, по итогам уборки, зерновых у Кундика вышло по 25,5 центнера с гектара. Это наивысший результат среди всех сельхозпредприятий Черепановского района и один из лучших среди крестьянско-фермерских хозяйств области. Притом, что пашни в «Новом времени» свыше 3000 гектаров, а к началу октября не только уборку закончили, но и всю зябь вспахали и семян засыпали на 160 процентов от плана. Причем все эти «красивые» цифры Кундика нисколько не трогают. И заметно, что в своем полнейшем отсутствии тщеславия он абсолютно искренен:
— Не секрет, — говорит Кундик, — что есть немало людей, придающих цифрам большое значение. Для меня важнее другое — чтобы и в хозяйстве, и в жизни был порядок. Сегодня — первые, завтра — пятые... В любом случае ниже определенной планки мы не опустимся, хозяйство под откос не пустим. Сейчас есть стабильность, но производство — как растущий ребенок. А это всегда интересно. Можно и так сказать, что процесс для меня важнее результата. Хотя тут все взаимосвязано — если все делаешь правильно, будет и отдача.
Рассказывая про «Новое время», так и хочется добавить хозяйству вистов — мол, еще и животноводством занимаются. Хрюшки, в количестве более сотни, вот они — чистенькие, упитанные. Но Михаил Андреевич убедительно попросил не приукрашивать ситуацию:
— Честно скажу — держим для себя. С мая по октябрь дважды в день бесплатно кормим около пятидесяти человек — мясо необходимо. Поросят своим работникам продаем подешевле, подсобное хозяйство, одним словом. Но и совсем от животноводства не отказываемся — пройдет несколько лет, и приоритеты могут измениться.
В хозяйстве у Михаила Кундика мы были в сентябре, когда уборка еще не завершилась. Вид у директора был, мягко говоря, утомленный. Забот навалилось столько, что больше 4 — 5 часов в сутки поспать не удавалось. Я удивлялся: неужели нельзя на пару дней отойти от дел, устроить себе полноценные выходные? Процесс же все равно отлажен, как швейцарские часы.
— Зимой отдохну, — смеялся Кундик, — высплюсь, на пару дней в Горную Шорию съезжу, на лыжах покатаюсь.
— А может, в жаркие страны, на море?
— Так у меня, не поверите, паспорта заграничного даже нет. Не тянет меня за границу, да и не смогу я долго вдали от дома, от хозяйства. Я еще молодой, успею налениться, а сейчас одна работа на уме.
Вот такой портрет получился, можно сказать, «герой нашего времени». Хотя ни в начале фермерского пути, ни сейчас, Михаил Андреевич Кундик не считал свое дело чем-то из ряда вон выходящим. Обычная работа для обычного сельского мужчины, любящего и умеющего быть хозяином своей земли, своей жизни.