Как возродим, так и сдадим
Проект разрабатывали всем миром — к инициаторам подключились представители Министерства обороны, Министерства образования и науки, а также РОСТО (ДОСААФ). Заручившись поддержкой государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 — 2010 гг.», авторы проекта, включая главным образом Вячеслава Фетисова, единодушно подчеркивают: система тестирования уровня физической подготовки граждан, практикуемая в Советском Союзе, была весьма конструктивна. Но с развалом супердержавы незаслуженно забыта, тогда как многие страны успели эту систему перенять у нас и благополучно внедрить...
Идеей реанимировать ее на исторической родине золотые головы Росспорта заболели всерьез. Обещают тщательно продумать все нюансы, провести разъяснительную работу с населением на подобающем уровне и сделать в конечном счете так, чтобы сдавать установленные нормативы людям было «даже интересно». Согласно замыслу всеобщее «На старт!» прогремит уже в 2009 году. Пока же все существует в одной большой оптимистичной теории. А скептик откровенно морщит нос. И, в общем, небезосновательно: тут-де, кроме выработки искомых нормативов, документального их закрепления и соответствующей «психологической препарации» народных масс, невероятное количество дел потребуется — от приведения в надлежащую «боеготовность» материальной и методической баз до решения пресловутых кадровых вопросов. Не секрет ведь, что высококлассный инструктор физвоспитания остается ныне по-прежнему редкой птицей. Еще реже долетающей при этом до российской глубинки, где также обитают люди. На которых, надо полагать, всеобщая физкультповинность должна будет тоже распространиться.
Мало того, ряд экспертов считает возрождение комплекса ГТО шагом и вовсе «педагогически иррациональным». Плюс некорректным. Потому главным образом, что особенности физиологии детей, их потенциальные возможности и здоровье (с учетом всяческих врожденных «отклонений от эталона») разнятся в современном мире пуще прежнего. И тут следовало бы обеспечить как никогда дифференцированный подход, максимум условий, чтобы любой подрастающий «трудяга и защитник Родины» мог заниматься физкультурой и спортом в приемлемом для себя режиме. Практически по индивидуальному плану. Но что такое ГТО? Единый стандарт для всех, включая самых «нестандартных». Бегать, плавать, прыгать в высоту и длину, подтягиваться-отжиматься, метать гранату и прочее должны, исходя из подобной логики, на одинаковом уровне все экзаменующиеся. Причем одинаково показательно. Независимо от комплекции, пропорций тела и других нюансов. А... это вообще реально? Мой знакомый, представитель очень мужественной профессии (уж точно не для хиляков), вспоминает: с детства ему — хоть тресни! — не давались те виды нагрузки, где задействованы в основном руки. Подтягивался с горем пополам, гранату метал аккурат себе под ноги, волейболистом был средненьким... Зато в высоту «летал» как на крыльях и бегал, что твоя электричка. Равных в школе, а потом в училище, ему просто не было. Только ни к труду, ни к обороне этот доблестный человек, выходит, так и остался не готовым. Судя по прежней логике... Ведь, чтобы заслужить значок, сию готовность подтверждающий, надо сразу во множестве дисциплин отличиться. Увы! Граната и ныне там...
Однако было ведь иначе, скажет кто-то. Было время, когда система ГТО работала, как раз пытаясь «стандартизировать» всех. А кто помнит, что из этого получалось? Да, относительно тех учебных заведений, где спорт особо культивировался, где выйти всей гурьбой на старт являлось делом естественным, такой вопрос можно и не задавать. Что до заведений прочего порядка... Не берусь обобщать, разумеется. Но опыт подготовки молодого поколения «к труду и обороне» в ряде средних общеобразовательных школ, включая мной же оконченную (незадолго до распада СССР, если это имеет значение), вновь заставляет скептично хмыкнуть. Как-то несерьезно все выглядело, мягко скажем...
Установленные государством критерии означенной «готовности» всегда были ярко выписаны возле спортивного зала на стенде. Кросс, например: в таком-то классе надо «сделать» столько-то километров за такое-то время... Но подобные цифры увлекали преимущественно тех, кто занимался в спортивных секциях. Вполне мотивированный «профессиональный» интерес, дескать. Остальным, как теперь говорят, все было по барабану. Включая нередко самих учителей физкультуры, теоретически обязанных обучать хиловатую массу премудростям мастерства, «дотягивать» ее до искомых результатов, прописанных в инструкции. Но! На практике подчас дело обстояло куда скромнее. Похоже, никому элементарно не хотелось «париться» с этой массой, ибо потенциальных олимпийских чемпионов в ней не наблюдалось. А что толку, мол, гонять их, бесперспективных? Здоровья ради? Что ж, «для здоровья» мальчишки-семиклассники на весь урок получали, например, мячик. И гоняли его. Девчонки в основном заунывно терлись о гимнастические снаряды, обсуждая новый маникюр и (заодно) мальчишек. Если кто-то хорошо бегал, играл в баскетбол или волейбол, то обязан был этим отнюдь не урокам физкультуры — природному своему дару, помноженному на часы тренировок вне школьной программы.
Вот и нормативы ГТО сдавали в аналогичном духе: кто хотел чего-то достичь, тот тренировался. И — достигал. Кто не хотел — тому, в общем, ничего не было. За исключением разве что не самой высокой оценки по «любимой физ-ре». Вот и все. А какая там государственная идеология? Какая всеобщая обязанность? Какие нормативы? Но коль скоро час их сдачи наставал — народ просто выводили на стадион. Смотрели, кто во что сам по себе горазд, проставляли галочки и тему закрывали. До следующего раза. Но если школьный стадион был хотя бы общедоступен, если желающие всегда могли туда прийти и потренироваться в беге и прыжках, то, например, с нормативами по плаванью был вообще привет. Хотя таковые входили в обязательную программу ГТО. Это теперь многие школы собственными бассейнами могут похвастать. А каких-нибудь двадцать лет назад сие было в диковинку, и плавать, судя по всему, каждый из нас должен был также научиться самостоятельно (где — опять же твои проблемы). Чтобы затем блеснуть своей «крейсерской скоростью» и сопоставить ее с той, которую от тебя требует государство. Так и было: в классе шестом или седьмом нас таки загнали в бассейн, принадлежащий НЭТИ (ныне НГТУ). Один-единственный раз! Предложили дистанцию 25 метров. Проплыл, пускай абы как, — получай «пять». Не умеешь плавать — как говорится, баба с возу... Вероятно, система ГТО успела развалиться (по крайней мере кое-где, местами) еще до самого СССР. А жаль. Так хотелось успеть все досдать...
А теперь все дружно спорят: целесообразно ли к ГТО возвращаться? Что это будет? Нет, повторю, ни в коем разе не выдаю свой частный опыт за истину в последней инстанции. Раз на раз, как известно, не приходится. Наверняка среди вас, читатели дорогие, найдется кто-нибудь, да не один, кто расскажет об опыте более конструктивном. О том самом, на который нынешним реаниматорам былых традиций и следовало бы опереться. Дабы при всех благих установках общенационального свойства не заводить затем с толкача телегу, еще и поставленную впереди лошади. А вы как думаете? Подключайтесь к разговору.
Наши телефоны: (8-383) 314-42-72, 314-16-77. E-mail: nvm@sovsibir.ru