Краса и стать тяжеловозов
Сорванец зашатался, но устоял, и тут же нырнул вниз, видно, желая «запить» обиду вкусным материнским молоком.
Владимир Алексеевич Виниченко, директор СПК «Сосновка» Болотнинского района, лошадей любит с детства. Так что нет ничего удивительного в том, что уже в зрелом возрасте он увлекся коневодством всерьез, основательно. Сегодня в табуне более двухсот лошадей. Значительная часть молодняка уходит на продажу. Лошадники из соседних районов и даже областей готовы выкладывать по 35 — 40 тысяч за понравившегося им коня. Привлекает покупателей прежде всего порода. Не чистая, но все же ярко выраженная — советский тяжеловоз, красивое, мощное животное, в тысячу, а то и больше килограммов живого веса. Гордость табуна, Гошу, Виниченко несколько лет назад, не поскупившись, купил за пятьдесят тысяч. А сегодня красавец-четырехлетка стоит, пожалуй, не менее ста двадцати.
Лучших жеребцов Виниченко покупает у наших соседей по Сибирскому округу, в Промышленновском районе. А ведь еще не так давно эту породу разводили именно у нас, в Искитимском районе Новосибирской области. В известные годы дела пришли в упадок. Тогда-то предприимчивые кемеровчане и выкупили то, что оставалось от большого конезавода. Теперь они задают тон.
«Скрещиваем тяжеловозов с простыми кузнецкими кобылами, выбирая тех, что покрупнее, — рассказывает Владимир Алексеевич. — И молодняк, можно сказать с уверенностью, уже процентов на восемьдесят — тяжеловозы. Да это и сразу видно». Чтобы не происходило родственного скрещивания, что плохо сказывается на потомстве, через три года самцов меняют.
В отличие от коров, по словам заводчика, лошади очень неприхотливы. И в корме, и в условиях содержания. «Их можно круглый год держать под открытым небом. За исключением того периода, когда глубокой осенью, в октябре — ноябре, отнимаем жеребят и помещаем их в специальное помещение. Поим на водокачке на улице. В общей сложности расходы на содержание составляют примерно треть от того, что требуется потратить на содержание крупного рогатого скота. И это притом, что цена на мясо почти выравнялась. Зимой мы сдавали его по 85 рублей за килограмм», — говорит директор кооператива.
В самой Сосновке на сегодня осталось всего сорок дворов. Вроде бы не так уж и мало, но надежных конюхов (или правильнее сказать коневодов?) найти не так-то просто. Владимир Алексеевич свой штат собирает по трем деревням — Корнилово, Сосновка и Кармановка. Зато люди у него работают ответственные, надежные и любящие свое дело.
Советская тяжеловозная порода — порода крупных тяжеловозных лошадей. Выведена в СССР поглотительным скрещиванием местных упряжных лошадей, улучшенных першеронами, суффолками и арденами, с бельгийскими брабансонами. Утверждена в 1952 г. Лошади массивные, крепкой конституции, спокойного темперамента. Преобладают масти рыжая и рыже-чалая, реже встречаются гнедая и гнедо-чалая. Средние промеры жеребцов (в см): высота в холке — 161, косая длина туловища — 169, обхват груди — 210,9, обхват пясти — 25; кобылы несколько мельче. Жеребцы весят 770 — 790 кг, кобылы — 640 — 660 кг. Отличаются высокой работоспособностью. В испытаниях на Тамбовском ипподроме (1957) жеребец Фарс вывез груз 22 991 кг на расстояние 35 м. Рекордную силу тяги (851 кг) показала кобыла Заводь в испытаниях на Псковском ипподроме (1968). Кобылы высокомолочны — до 4 тысяч литров молока за подсосный период. Тяжеловозов используют как рабочих и племенных лошадей (для улучшения местных пород). Перспективны как мясные и молочные животные для продуктивного коневодства. Распространена порода на территории страны почти повсеместно, кроме горных районов Средней Азии и северных и северо-восточных районов Азии с суровым климатом.