USD 107.7409 EUR 114.3149
 

Актриса без возраста

Татьяна ШИПИЛОВА.



И только сейчас стало известно, что актриса много лет страдала от серьезного заболевания позвоночника...

Тревожные слухи о состоянии здоровья 57-летней Любови Полищук ходили достаточно давно. А две недели назад народная артистка России оформила пенсию по инвалидности в размере 4-х тысяч рублей. Во вторник, 28 ноября, рано утром она скончалась. У нее остались муж, двое взрослых детей и 88-летняя мама, у которой от сильных переживаний за дочь на нервной почве обострилась астма.

На протяжении многих лет боли в травмированном позвоночнике периодически обострялись. Серия сложных операций, которые перенесла Любовь Полищук, к сожалению, облегчения практически не принесли. Даже на съемочную площадку сериала «Моя прекрасная няня» актриса приезжала в инвалидной коляске, а потом, превозмогая боль, задорно улыбалась в камеру.

В последнее время боли были настолько мучительны, что Любовь Полищук не могла не только самостоятельно передвигаться, но даже привстать с постели. Курс лечения в Боткинской больнице, Институте имени Вишневского и в НИИ нейрохирургии имени Бурденко, где Полищук сделали очередную сложную операцию на позвоночнике, ее состояние облегчил ненадолго. Реабилитация в частной израильской клинике не помогла, самочувствие стало хуже. Вернувшись из-за границы, актриса вновь попала в больницу. А потом ее выписали домой — медики так и не смогли облегчить ее состояние. Буквально на днях Любовь Григорьевна решила не возвращаться в больницу.

«Она сама отказалась от дальнейшего лечения, — рассказывают медики. — Видимо, устала бороться. Хотя характер у нее просто потрясающий, мы таких пациентов никогда раньше не видели».

Сама Любовь Полищук, рассказывая о выпавших на ее долю несчастьях, говорила: «Меня всегда удивляло, как актер, который сломал ногу и еле передвигается в жизни, на сцене вдруг начинает танцевать. Это такая профессия. На время спектакля ты всегда здоров. Я не смогла выйти на сцену только два раза в жизни. Первый раз помешал гипертонический криз. От болей в спине (у меня была очень серьезная травма позвоночника) мне дали лекарство, от которого «рвануло» вверх давление. Но в театр я все же приехала. Хотя не помню, как садилась за руль. Шел спектакль Трушкина «Там же, тогда же» с Костей Райкиным. Я даже накрасила один глаз, а потом упала в обморок. Вскоре приехала «скорая», мне «впороли» что-то для понижения давления, и тогда у меня отнялся язык. Изрекала что-то совершенно нечленораздельное: «М-м-бяу-э». Зрители ждали еще целый час, но меня увезли в больницу. Или спектакль «Искушение». За три недели до выпуска я попала в жуткую аварию. Видимо, так глубоко вошла в образ — там ведь все тоже начинается с дорожного происшествия. Премьеру играла в «ошейнике» — в аварии получила жуткое смещение позвонков, сотрясение мозга. Я не могла «навести резкость», не понимала, где стоит партнер. Прошло полгода, прежде чем смогла играть».

Театр был ее страстью и домом. Иосиф Райхельгауз, руководитель театра «Школа современной пьесы», считал Полищук «уникальной актрисой без возраста». Она стояла у истоков этого театра и проработала в нем почти 15 лет.

Народная артистка России Любовь ПОЛИЩУК.
В 1967 году окончила Всероссийские творческие мастерские эстрадного искусства, в 1985 году — заочное отделение Государственного института театрального искусства. До 1988 года она была артисткой разговорного жанра Омской филармонии, затем артисткой Московского мюзик-холла, театра «Эрмитаж». С 1990 года — актриса театра «Школа современной пьесы» под руководством Иосифа Райхельгауза.

В кино Полищук снималась с 1976 года, первую роль сыграла в фильме Марка Захарова «12 стульев», позже исполнила еще более 40 ролей.


ИЗ ИНТЕРВЬЮ:
— Как родители реагировали на то, что вы выбрали актерскую профессию?

— Артисткой я мечтала быть с детства. Родители же видели меня строителем или швеей. Мама говорила: «Шо это — артистка? Дурь одна!». Но я сказала, что умру, если они меня в Москву не отпустят. А уже спустя несколько лет, помню, вернулась я как-то со съемок «Двенадцати стульев». В тот день меня Андрей Миронов так нашвырял и накрутил! 14 дублей сделали. Я летала на цементный пол, куда матрас постелить забыли, вышибала головой совсем не облегченное оконное стекло. И вот, увидев меня в синяках и царапинах, мама сказала: «Другие-то артистки красивые, в костюмчиках, а ты побитая ходишь».

— А ваша роль в «Моей прекрасной няне» маме нравится?

— Да. И мне тоже. Режиссеры раньше часто говорили: «У тебя несовпадение: внешность — героини, а актерский потенциал — шире, острохарактерный». И вот наконец такая острохарактерная роль — мамы Вики! Я сразу вспомнила свою бабушку Ульяну и воплотила на экране ее образ — с неожиданными всплесками эмоций, заразительным хохотом, бесконечными идеями. Правда, бабушка была еще самобытнее, на экране-то всего не покажешь.

— Значит, вы не пожалели, что втянулись в столь долгосрочный проект?

— Я жалею, что работа над сериалом когда-нибудь закончится. Конечно, было тяжело, но все же не в такой степени, как моей «дочке Вике» — Насте Заворотнюк. Она изо дня в день, с 8 утра и до поздней ночи, а иногда съемки заканчивались и в 5 утра, должна была выглядеть ухоженной, причесанной, свежей. Это о-о-очень тяжело! И никаких капризов и истерик!

— После серьезной травмы позвоночника вы встали на пуанты. Хотя врачи вынесли вам приговор: без костылей ходить не сможете…

— Да, через несколько месяцев после рождения дочки я перенесла неудачную операцию аппендицита, затем повторную. Вся была шитая-перешитая, но играла в спектакле «Соломенная шляпка», выделывала чуть ли не акробатические па. И однажды прямо на сцене умудрилась выбить себе три межпозвонковых диска, потерять сознание. Больше полугода провела в больнице. А потом в спектакле «А чой-то ты во фраке?» сменила костыли на пуанты...

— Дочери и сыну передались ваши волевые качества?

— Видимо. Например, я не хотела, чтобы они стали актерами. Но они выбрали этот путь, проявили свой крепкий характер. А для актера первый пункт — здоровье, второй — сила характера, воли и только потом — талант. Считаю, что Лешка действительно замечательный артист. Говорю об этом не как мама, а как партнерша — мы работали с ним в спектакле «Квартет для Лауры». Еще Алексей играл в фильмах «Курсанты», «Ворошиловский стрелок», «В движении». Про дочь Мариэтту что-то определенное пока сказать трудно, она еще учится на третьем курсе. И Леша, и Мариэтта честолюбивы, хотят быть самостоятельными и очень переживают, когда их воспринимают только как детей народной артистки. Кто знает, может, и я вела бы себя так же, если бы моя мама была из актерской семьи. А сейчас я отшучиваюсь: «Да, ребята, мне с родителями повезло больше!»

Фотографии статьи
232-36.jpg
232-35.jpg
232-34.jpg
232-33.jpg