USD 107.7409 EUR 114.3149
 

Неугомонное сердце зовет

Елена КОСТИНА. Фото Бориса МОСКВИНА.



Иван Алексеевич Гончаров, председатель совета ветеранов Новосибирского отделения дороги, говорит о героине нашего очерка так:

— Лина Петровна Агафонова у нас и по алфавиту первая, и по делам первая. Она много лет трудилась экономистом, а затем длительное время возглавляла профсоюзную организацию Чулымской дистанции пути. И под ее руководством профсоюзная организация была одной из лучших. Авторитет Агафоновой всегда был высок и среди коллег, и среди простых тружеников. Руководство ее ценило и уважало. И сейчас в ветеранской работе я могу спокойно на нее положиться. Уверен, что все будет сделано профессионально, грамотно, ответственно. Она и теперь пример для других. По характеру настоящая донская казачка — настойчивая, решительная, упорная. Если какую-то проблему надо решить, не отступает — долбит по темечку.

Последнюю фразу он произнес с улыбкой. Но характер у Лины Петровны Агафоновой, председателя совета ветеранов Чулымской дистанции пути, и впрямь кремень. За сорок с лишним лет, отданных Западно-Сибирской железной дороге, она не только прекрасно зарекомендовала себя как профессионал-экономист, но и проявила самые лучшие стороны своей натуры на общественном поприще, будучи и профсоюзным лидером, и депутатом местных органов власти, и председателем ветеранской организации.

В самые трудные переломные годы, когда страна меняла не только политический, но и экономический курс, переживала кризис, она заботилась о простых тружениках, чтобы зарплату получали вовремя, чтобы могли содержать подсобное хозяйство и обеспечивать себя в годы жестокого дефицита, доставала необходимые товары и раздавала самым нуждающимся. Во всем этом, как в зеркале, отразились ее яркая индивидуальность, неугомонный характер, неспокойное сердце.

О своей нынешней деятельности сама Лина Петровна говорит так: «Повседневная работа совета ветеранов складывается из знаний о жизни и быте наших пенсионеров, об их нуждах и заботах. И, конечно, главная суть этой работы — оказание посильной помощи всем, кто нуждается».

Сегодня под ее началом ветеранская организация численностью без малого четыреста человек. Если раньше она опекала только своих, путейцев Чулымской дистанции, то после расформирования Каргатской дистанции ветеранов значительно прибавилось. А потом было расформировано вагонное депо. Когда школы передали муниципалитетам, ветераны-педагоги тоже пришли под ее крыло. Работы, конечно, прибавилось, забот и переживаний тоже, ведь в радости человек редко за помощью идет, чаще в горе. Зато все вместе, плечо к плечу, как говорится. А вместе и с трудностями справиться легче, и счастливые моменты переживаются ярче. Агафонова не ропщет. Терпеливо, кропотливо, профессионально делает свое дело.

А люди в ее ветеранской организации, по словам самой Лины Петровны, очень интересные.

«Стареют, уходят фронтовики. Но мы не забываем никого, — рассказывает она. — В год шестидесятилетия Победы открыли на здании конторы мемориальную доску в память о Герое Советского Союза Петре Павловиче Кожемякине. Он одиннадцать лет перед уходом на пенсию отработал в дистанции». Инвалидов войны, живых участников страшных боев Великой Отечественной в этой ветеранской организации четверо: Петр Никитович Гандель, Василий Филиппович Корольков — бывшие вагонники, и двое путейцев — бывший дежурный по переезду Николай Иванович Ильин и бывший дорожный мастер Михаил Ефимович Писко. Семьдесят четыре труженика тыла. «Есть у нас заслуженный работник транспорта. Это Виктор Васильевич Шляхов, раньше он работал бригадиром пути», — с гордостью говорит председатель совета ветеранов.

Четверо ветеранов удостоены звания «Почетный железнодорожник». Это бывший дорожный мастер на станции Лесная Поляна Петр Николаевич Короткевич, в прошлом бригадир пути Анатолий Семенович Николаенко, бывший дорожный мастер на станции Коченево Юрий Яковлевич Бронников и наша героиня — Лина Петровна Агафонова. Но о своих наградах она говорит скупо. А вот в местной газете мы прочли, что она и участник войны Михаил Ефимович Писко еще и почетные ветераны дороги.

К фронтовикам у нее отношение особенно трепетное еще и потому, что сама девчонкой видела войну. Ей было пять лет, когда в донской хутор вошли вражеские части и расположились там, рассчитывая задержаться надолго. Семья Донсковых, в которой подрастали двое мальчишек и маленькая Лина, жила на хуторе Нижний-Гнутов. Отец, Петр Тихонович Донсков, до войны работал главным бухгалтером в колхозе «Ударник». Мама, Гликерья Михайловна, а среди своих просто Луша, была учетчиком.

Хуторская жизнь впечаталась в память нашей героини во всех деталях. Как на полях трудились. Как провожали на фронт отца и старшего из братьев. Как привычный порядок вещей вдруг словно исчез, и жизнь потекла по другим законам.

«Нас спасло, наверное, то, что по нашей земле шли итальянцы и румыны, союзники немецкие. Румыны, как цыгане, с кибитками, с тряпьем. Они не так зверствовали, как немцы...» — рассказывает Лина Петровна.

Довелось ютиться у соседей, так как враги в их доме сделали контору или штаб. Церковь «новые хозяева» сожгли, а там все хуторское зерно было спрятано. Как водится, ходили по дворам, отбирали скотину, запасы. Прятаться от бомбежек приходилось в расположенных поодаль от строений погребах. Они в донских хуторах не такие, как наши, сибирские. Вниз ведут ступени, а не крутая вертикальная лестница. Да и места внутри побольше. Там младших ребятишек и прятали, прихватив с собой необходимые вещи.

Ей отчего-то особенно врезалось в память, насколько технически враги были лучше оснащены. У немцев машин, различной техники было в достатке, а наши, наступая, все пешком шли и, как запомнили зоркие глаза девчонки, тяжелый пулемет солдаты, чтобы легче было тащить по снегу, поставили в таз и волокли за собой...

Один солдат, заглянувший в опустевший после ухода врагов дом, достал из кармана тряпочку в которой был завернут кусок сахара, и, раскрошив его, всю ребятню, выбравшуюся из погреба, угостил. «Сам, наверное, не ел, берег. А нам не пожалел», — говорит Лина Петровна, и в ее голосе я слышу сдавленные слезы.

Во вторую половину войны, когда наши войска отмели врага подальше, хуторские ребятишки начали учиться. Вместо сожженной школы учебный класс открыли в уцелевшем доме. Бумаги не хватало — писали на старых газетах. Чернил не достать — сажу разводили. Этим и запомнилось детство.

Закончив местную школу, Лина, не пройдя по конкурсу на энергетический факультет Ростовского железнодорожного института, где все вступительные экзамены надо было сдать только на «отлично», без труда поступила в Ростовский техникум железнодорожного транспорта. Можно сказать, что сама судьба привела ее на железную дорогу. Правда, отец, мечтавший, что дочка станет учительницей, дразнил ее: «Что, железнодорожницей решила стать?! Будешь на площадке последнего вагона с фонарем ездить?!»

А она стала техником-путейцем. Да еще и, как многие молодые люди в то время, одержимая романтикой дальних странствий, отправилась на работу в Сибирь. «Можно было выбрать Тихорецкую, другие станции южного направления, а из здешних Барабинск, Анжерскую или Чулымскую. Мне показалось, что кружочек на карте вокруг Чулымской был больше да к тому же рядом с таким крупным городом, как Новосибирск!» — признается Лина Петровна. А станция Чулымская с тех пор стала ее новой родиной. И даже сейчас вернуться на Дон не тянет. Вот съездить родственников навестить, показать внукам, откуда их корни идут, — это с удовольствием. Осталось, правда, чувство вины перед родителями, что уехала так далеко, они, наверное, очень скучали... Она очень рада, что и дочь Лариса, и сын Александр со своими семьями обосновались здесь же, в Чулымской. «К одним заглянула, к другим. Все в порядке — и на сердце спокойно», — говорит наша героиня.

Сын Александр сегодня работает инженером в путевых ремонтно-механических мастерских. Продолжает дело своих родителей. Покойный супруг Лины Петровны, Владимир Васильевич, работал здесь же старшим мастером пути, а последние годы бригадиром. Внуки радуют своими успехами. Один внук закончил политехнический техникум, работает, другой — еще девятиклассник, а внучка учится в юридическом. Хоть и не стали железнодорожниками, зато выбрали серьезные, нужные людям профессии.

С Чулымской она по-настоящему сроднилась. Говорит, на Дону двадцать лет прожила, а здесь без малого пятьдесят. И люди ценят свою землячку. В прошлом году Лине Петровне Агафоновой был присвоен титул почетного жителя Чулыма. И этим многое сказано.

— А первые свои шаги на профессиональном поприще хорошо помните? — спрашиваю ее. — Тяжело, наверное, пришлось среди незнакомых людей, работяг, да еще без поддержки родных и подруг? Ни пожаловаться, ни поделиться тревогами...

— Да, работала, как все. Как только прибыла, к начальнику пришла. Тяжкун, начальник дистанции пути, сразу направил на перегон — монтером пути. Так как я с дипломом техника, то старших рабочим. Потом уже бригадиром сделали, — рассказывает она. — А приняли меня очень хорошо. Опекали. Поддерживали. Анастасия Федоровна Климова, одна из моих первых наставников, и сейчас жива. Она и тогда была такая маленькая, щупленькая, не скажешь, что путеец. Там же шпалы надо было ворочать... Приходилось, как и всем, на равных костыли вытаскивать, «перешивать». Женщин среди путейцев тогда было очень много, это сейчас в бригаде все мужчины.

Помню, в первые дни очень боялась проспать. Четыре часа разницы — не шутка. А поселили ее в доме отдыха локомотивных бригад, так как пока своего жилья еще не дали. Всю ночь проворочалась в тревоге. Перекуса с собой нет. На обед решила съездить в буфет на станцию. Только прибыла, доехав на тормозной площадке грузового поезда, идет вооруженный охранник: кто такая да почему тут? Лицо-то незнакомое! Новенькая! Пока разобрались, уже и обед кончился. И пешком назад, на перегон.

Случались и другие забавные истории. Говорят: «Принеси топор». Если бы сказали дексель, я бы поняла, а то топор и топор. Ищу — нет никакого топора. Те, кто давно работал, почему-то многие инструменты по-другому называли, не так как нас в техникуме учили. Пришлось привыкать…

Бригадиром она поработала немного, затем мастером. Вскоре ее пригласили в техотдел, это когда начальником дистанции был Александр Андреевич Иноземцев, в последующем заместитель начальника дороги. Какое-то время трудилась техником, потом инженером по капитальным работам. А в 1968 году ей была предложена должность экономиста, на которой она бессменно отработала шестнадцать лет.

— Старшим инженером тогда был Николай Иванович Польников, сейчас эта должность называется начальник техотдела. Он и стал главным наставником. Учил, как правильно паспорт объекта делать. Это серьезный документ, который дополняется ежегодно. Он содержит все сведения: где и какой балласт лежит, какие шпалы, какие рельсы, скрепления, когда проводили капитальный ремонт и текущий. Часто приходилось выезжать на места. Рельсы измеряли, писали маркировку, проверяли шпалы — годные или негодные. Сейчас многое делается с помощью техники. Все поменялось. Рельсы, шпалы, основание полотна — все новое. Но паспорта объектов и сейчас составляются. Эта документация хранится несколько десятилетий, — говорит Лина Петровна.

По тому, как горячо и заинтересованно она говорит о своей прежней работе, о коллегах, видно, что Лина Петровна очень любила свое дело. Да она и сама не скрывает, что Анатолию Михайловичу Собченко долго пришлось уговаривать ее перейти на профсоюзную работу. Хотя общественная жилка в нашей героине проявилась же давно. Она была и комсомольским вожаком, и секретарем партийного бюро, и депутатом...

— Мне и на профсоюзной работе было интересно, — признается она, — правда, период выпал непростой, особенно когда с прилавков исчезли товары, дефицитные продукты (а ими стали даже продукты первой необходимости) начали выдавать по талонам, кругом очереди. И цыплят возила бройлерных, покупала их на птицефабриках, привозила людям, чтобы дома разводили. Даже сигареты раздавали, считая, сколько пачек на каждого приходится. И землю для огородов возили. С совхозами договаривались, меняли их продукцию на ГСМ и шпалы. В девяностых годах, когда я уже дорабатывала, приходилось решать проблемы с задержками заработной платы...

За эти труды, точнее, за неугомонность, настойчивость в отстаивании интересов простых работников, за умение находить нестандартные решения, за преданность делу ее и наградили знаком «Почетный железнодорожник». А люди и сейчас ее за эту заботу добрым словом вспоминают и благодарят при встрече.

Заботы у ветеранского совета те же, что и у всех. Да и скромные средства в распоряжении тоже, как и у всех. Главное что? Никого не оставить без внимания. Как говорится, всегда держать руку на пульсе жизни.

— К юбилярам ездим, поздравляем. Человеку порой не столько подарок важен, сколько проявленное к нему внимание. Изучаем условия быта. По мере сил помогаем в тяжелых ситуациях. Вот недавно, к примеру, погорели двое. В одном случае пьяница-сосед развел огонь и уснул, вся казарма сгорела. У другого ветерана, он раньше в Чике монтером пути работал, стайка сгорела. А там весь уголь, все дрова, что были припасены на зиму. Иван Алексеевич Гончаров, спасибо ему, деньгами помог — человек приезжал, мы ему две тысячи дали.

А вот с ремонтом стало сложнее. Раньше у нас свой столярный цех в дистанции был. А сейчас он отошел в дистанцию гражданских сооружений, руководство которой находится в Новосибирске. Теперь договариваться сложнее. Что мы сами можем дать людям? Шпалы на дрова. Хотя не так давно одной бабушке мы купили за свои ветеранские деньги стройматериалы и пол заменили. Уж очень плохой пол в ее домишке был.

Говорили мы и о том, что дорога сегодня выделяет достойные деньги на погребение — около девяти тысяч рублей. Не надо никуда ходить по организациям, просить гроб сделать, транспорт выделить и так далее. Все делается организованно. Говорили, что другие организации в районе не ведут такую масштабную и планомерную работу по социальной поддержке своих бывших работников. Так что некоторые ветераны, особенно на селе, порой даже завидуют железнодорожникам, у которых и отраслевая пенсия имеется, и выплаты к праздникам и юбилейным датам, и постоянное внимание руководства.

Не так давно возглавляемая Агафоновой ветеранская организация заняла первое место в смотре-конкурсе первичных организаций Чулымского района. В статье «Мы в строю, как и прежде» В. Павлов, председатель Чулымского районного совета ветеранов войны и труда, пишет, что Лина Петровна Агафонова — неутомимая активистка-общественница, отмечает ее многолетний добросовестный труд как в роли профсоюзного лидера, так и руководителя ветеранской организации.

А она все печется о людях. Не только об условиях их жизни, но и, если можно так сказать, об их жизненном тонусе, настроении то есть. При совете ветеранов создан ветеранский клуб «Возрождение». Им руководит Виктор Васильевич Жуков, энтузиаст своего дела. Поют замечательно, танцуют. Энтузиасты теперь и драмкружок создают. Как председатель совета ветеранов едет куда-нибудь бывших работников с праздником поздравлять, так берет самодеятельных артистов с собой. «Недавно на бывшую станцию Пенек ездили, а в декаду пожилых они и в селе Чикман, и в военном городке, и по Чулыму в нескольких местах выступали. Отзывы всегда очень хорошие», — рассказывает Лина Петровна.

А люди пишут в газету такие письма:

«Мы — пенсионеры бывшей кокошинской «ветки», станции Пенек, от души благодарим за устроенный для нас праздник. Нас поздравили с днем пожилых людей приехавшие из Чулыма Л. П. Агафонова, Г. А. Кулешов, Г. Е. Войтов. Помощник начальника дистанции по кадрам вручил всем по триста рублей. Приехали к нам участники хора, большинство из которых люди пенсионного возраста. Порадовали, повеселили нас. Выплывали из-за кулис, как лебедушки. Пели прекрасно. За что нам такой почет?!

Лина Петровна устроила чаепитие после концерта. Давно не было такой радости на нашем «хуторе»! Спасибо всем, принявшим участие в этом торжестве».

«С приподнятым настроением пели мы песни нашей далекой молодости, и такими задушевными, такими родными были они для нас. Разгладились морщинки, засветились былым задорным огоньком наши глаза. Зазвучала музыка, и наши ноги, далеко не резвые и не быстрые, пустились в пляс, наполнились былой силой... Не зовите нас, осенние улетающие журавли, не печальте нас, кисти увядающей рябины: мы молоды, энергичны, работоспособны и много хорошего еще можем сделать...»

Это ли не лучшая награда за заботы и хлопоты человеку с неспокойным сердцем?!

Фотографии статьи
232-41.jpg
232-40.jpg
232-39.jpg