USD 107.7409 EUR 114.3149
 

Многогранно. Эффектно. Изысканно

Наталья МАНТОРОВА. Фото Оксаны МАМЛИНОЙ.



Этот чемпионат признан одним из самых ярких за Уралом. И наряду с ежегодным губернаторским Кубком, что проходит весной, подчеркивает «фирму» — лицо и статус Новосибирска танцевального, имеющего в этом плане замечательные традиции, преемственность, добротную школу и, конечно, неуемных энтузиастов.

Способных, главным образом, взять на себя инициативу и организовать нечто поистине представительное. Привлекая из года в год на «свой турнир» как танцоров высокого класса, так и респектабельный судейский корпус. Некогда эти соревнования (известные прежде как Кубок НАПО) задумали Татьяна Колоколова и Леонид Андреев, руководители танцевально-спортивного центра «Аэлита», что базируется в ДК им. Чкалова. А географию турнира было решено сосредоточить, главным образом, на «этой» части России: Урал — Сибирь — Дальний Восток. Что, разумеется, не закрыло двери для других регионов.

— Хотя до недавних пор мы слишком громко о себе не заявляли, — рассказывает Татьяна Колоколова, — но сегодня, уже имея свою историю, определенную репутацию и опыт, решили: пора продвигаться дальше. Стали активно раскручиваться. И хотим, чтобы о нас как можно больше узнал прежде всего сам Новосибирск.

— Татьяна Викторовна, о статусе таких соревнований судят, в частности, по степени их привлекательности для высококлассных спортсменов. Вы какую-либо планку перед собой в этом отношении ставите, стремитесь к определенной статистике?

— По большому счету, хочется просто провести классное мероприятие! Чтобы понравилось детям, родителям, чтобы довольным остался тот судейский корпус, который приезжает к нам работать. Но конкретные цифры... Нет, сознательно на них мы не ориентируемся. Просто делаем свое дело, а статистика по-своему характеризует его результат. В прошлом году у нас было 666 пар — для нас показатель довольно лестный.

— Известно, что для спортсменов, особенно старших, важно как можно точнее определить свой уровень мастерства. Поэтому «на хорошее судейство» они часто едут, как музыканты «на хороший звук». Насколько же солидна ваша судейская коллегия?

— Иностранцев, конечно, не приглашаем, работают на турнире наши соотечественники, в основном представители Сибирского региона. Хотим в этом плане также подчеркнуть прежде всего статус сибиряков. К нам приезжают тренеры и судьи самых высоких категорий, представители региональных федераций танцевального спорта. Приезжает и Москва. Наконец, у нас хорошие связи с Екатеринбургом, хозяином одного из крупнейших турниров страны, — это Кубок «Европа — Азия», признанный по итогам прошлого года лучшим среди себе подобных в России.

— Татьяна Викторовна, хотелось бы в преддверии большого события поговорить не только об организационных моментах, но и о самом танце. Бальный танец вот уж больше десяти лет как официально зовется спортивным. А в чем он, с вашей профессиональной точки зрения, изменился, что в нем заведомо нового?

— Танец стал гораздо многограннее, «объемнее», столько нюансов появилось! Начиная с причесок, с каких-то новых элементов в костюмах, вообще с внешнего вида танцоров и кончая такими тонкостями, как постановка ног, движения пальцев, мимика... Все эти детали меняют характерную окраску танца в целом. К тому же он действительно многое вобрал в себя именно от спорта. И потребовал соответствующих возможностей, физических затрат от самих танцоров. Тут очень много позировок (так танцоры называют элемент замирания в процессе танца на считанные секунды в какой-нибудь эффектной позе. — Авт.), всевозможных растяжек, шпагатов, постоянно идет смена ритма, скорости и так далее. Ассоциации и с художественной гимнастикой возникают, и с фигурным катанием — все словно бы таким оригинальным образом смешано. Наконец, гораздо шире возможности стали у партнера. Если мальчики раньше держались более скромно, танцевали более сдержанно, то сейчас такие вещи выдают!

— Стало быть, и процесс преподавания усложнился?

— Конечно! Причем одно дело взрослому человеку что-то объяснить, у которого в голове все по полочкам раскладывается, совсем другое — ребятишкам. Чаще всего они танцуют на порыве эмоций, изображают то, что чувствуют, что представляют себе на том или ином музыкальном фоне. Воспроизводят энергетику соответствующую. И ребенку проще предложить именно это сделать, чем объяснять полгода, куда коленка должна идти, куда бедро, где какой подъем, где спуск...

— Но какими бы ни были эмоции, правила есть правила, и их все же необходимо осваивать.

— Работая с начинающими, и в самом деле иногда не знаешь, как лучше поступить. Поэтому разделяю точку зрения тех, кто считает: чтобы научиться профессионально танцевать, нужно заниматься не у одного педагога, который взял себе пару и ведет ее «от и до», а у нескольких. Чтобы с разных сторон, под разным углом видеть создаваемый образ, чтобы дать танцорам возможность освоить как можно больше разных элементов.

— Знаю, что в этой связи у нас практикуется система мастер-классов, скажем, с московскими и другими приезжими педагогами. Но это, как правило, «штучные» тренировки. А как организовать их у разных преподавателей в повседневности — не перебегать же паре без конца из клуба в клуб?

— Ну, у нас в клубе мы с мужем, Леонидом Андреевым, вместе уроки ведем (как раз этим он и занимался, пока мы с Татьяной беседовали. — Авт.). Наши направления явно различаются. Я более эмоциональный человек, и каждый раз все в таком духе проходит: то не так, этим недовольна, тут надо подправить, тут подтянуть... А у Леонида — все по полочкам, все упорядоченно, рационально. В общем, впитывают танцоры все понемногу. К тому же не могу похвастаться, что у нас занимаются дети из богатых семей, способных бесконечно платить за уроки. Поэтому обычно из кожи лезешь, чтобы как можно больше дать им за ограниченное количество часов, как можно больше успеть.

— Таким образом, мы вышли на неизбежный вопрос «о цене вопроса». Согласитесь ли вы с мнением многих, кто считает сегодня спортивные танцы одним из самых дорогих видов спорта? Ведь уроки, мастер-классы, поездки на соревнования, костюмы — из всего этого складываются нехилые затраты...

— Все зависит от величины желания. Если денег немного, но ты хочешь, чтобы твой ребенок танцевал не просто «для себя», а на уровне гораздо более высоком, нужно искать соответствующие пути. У меня вот ребятишки занимаются, брат с сестрой, близнецы, соответственно, родителям приходится платить за двоих. Но эти дети компенсируют количество «непроплаченных» часов собственным трудом. Приходят в зал и, как говорится, пашут!

— То есть это возможно — наращивать мастерство в автономном режиме, используя на безвозмездной основе территорию клуба?

— Об этом и речь. Позанимался, например, какое-то время с педагогом, получил необходимую базу, а потом — пожалуйста! Тренироваться самостоятельно, отрабатывать то, что показал тебе педагог, можно хоть целыми днями, с утра до вечера. Словом, то, что обеспеченные дети могут добрать под присмотром тренеров, дети из более скромных семей осваивают сами. Да, это недешевый вид спорта. Но и не самый дорогой. Поездки? Ребенку дорога по Сибирскому региону, а для начала этой географии вполне достаточно, обходится в пределах разумного. Костюмы? Хорошо, конечно, когда платье у девочки все блестит-переливается и тридцать тысяч рублей стоит. Но сшить его можно по гораздо более скромной цене, при этом со вкусом, так, что и дорогому оно практически не уступит.

— Татьяна Викторовна, возвращаясь к турниру, что бы вы пожелали его участникам? Как в связи с ним непосредственно, так и на будущее.

— Прежде всего, повторю, должно быть очень большое желание заниматься — тогда многое само приложится. Во-вторых, важна поддержка близких, чтобы они понимали тебя и помогали. В-третьих, необходимо набраться терпения, потому что этот труд часто бывает довольно монотонным, неинтересным, хотя в итоге приводит к очень интересному результату, который вы видите. Наконец, поскольку это танец парный, желаю каждому найти свою достойную половинку, с которой хотелось бы вместе страдать и мучиться, к чему-то стремиться и добиваться успехов. Чтобы партнеры были как две половинки одного яблочка, на которое хочется смотреть. А насчет самого турнира... Хочется, конечно, чтобы он получился интересным для всех участников и гостей, для детей и взрослых. Пусть это будет настоящий праздник!

На снимках: у Татьяны Колоколовой и Леонида Андреева способы преподавания разные.

Фотографии статьи
232-55.jpg
232-54.jpg