Не так страшен юморист, как его по ТВ показывают
Она и вручила диплом первой степени Валерию Гасаеву. Обладателей почетных дипломов, а также призеров, занявших второе и третье места в номинации «Вокальный жанр», оказалось несколько. Можно сказать, что жюри, очарованное их способностями и яркой индивидуальностью, не стало жадничать.
Сами конкурсанты тоже отнеслись к творческому соперничеству философски. На мой вопрос: «Зачем вам, человеку с именем, участие в этом конкурсе?», Александр Церпята, один из финалистов регионального этапа, ответил: «Соревноваться всегда полезно. Тогда ты не расслабляешься. И если даже не занял высокое место, все равно конкурсное волнение прекрасно. И лучше даже не побеждать, потому что тогда возникает обида на себя самого, появляется творческий азарт, желание сделать что-то интересное». А в ближайших планах у нашего земляка — под Рождество презентовать новосибирцам свой новый альбом.
Как уже было отмечено, в отличие от вокального и оригинального жанров разговорный не мог похвастаться ни яркими открытиями, ни даже большим количеством претендентов. И это не случайность, а тенденция, как отмечают мэтры жанра, второй год колесящие по стране в поисках талантов.
Живут они «от Ялты до Ялты». Даже календари для себя сделали: год начинается первого августа 2006 и заканчивается 31 августа 2007. Так что у «разговорников» даже количество дней в году не как у всех. На 31 больше! К тому же хитрецы добавили себе не февральских студеных деньков, а нежных, дышащих морских бризом августовских дней.
Маленькое разочарование большого города
«Мы ожидали, что конкурс будет сильнее, — говорит народный артист Украины сопредседатель «Международного фестиваля юмора и эстрадного искусства в городе Ялта» Владимир Моисеенко. — К сожалению, не участвовали студенты театральных учебных заведений, очень мало профессионалов, тех, кто хотел бы показаться. В основном самодеятельность. Крепкая, хорошая, но все же самодеятельность».
Максим Аксенов, наш земляк, победитель Ялтинского фестиваля этого года в разговорном жанре: «Скажу как человек, знающий проблему изнутри. Новосибирск, как и многие города средней полосы России, фактически «съели» КВН и «комеди Клаб». А это более легкие жанры. Можно вскользь пошутить, и это сегодня будет смешно, а завтра забудется. Но ведь разговорный жанр — это шутки, которые будут интересны и завтра, и через год. Есть и вечные шутки, но они почти не пишутся. О классиках, таких как присутствующий здесь Трушкин, не говорю».
Анатолий Трушкин встрепенулся и вступил в беседу: «О разговорном жанре скажу так: большое дерево долго растет. Хореографии и вокалу можно учить ребенка чуть не с пеленок. А готовить сатирика лет с пяти и объяснять малышу, что такое юмор, смешно. И — бессмысленно. Творец в этом жанре поздно созревает. Годам к 65... (Смех коллег, знающих, что недавно Трушкин громко отметил свое 65-летие, стал продолжением фразы.) Жалко что не было дерзновений! В некоторых городах авторы все же «вылезали»… Другое дело, что все равно чушь несли. То, что они показывали, мало чем отличалось от КВН и «Комеди Клаб». (Слева раздался голос: «Чушь, чушь. Например, в Ростове паренек твой монолог читал».) Признаюсь, жалко. Новосибирск — огромный город, мы ждали от него пополнения в наши ряды, но увы. Единственная радость — никто на смену не пришел, значит, мы еще подержимся. Но хотелось бы…»
Тут Олег Акулич, заслуженный артист Белоруссии, добавил, что ездит по стране исключительно в корыстных целях: чтобы что-то позаимствовать у молодых. Разочарование — не повезло.
О частной собственности на цензуру и об искусстве монтажа
Я отважилась спросить, почему у нас принято смеяться над Саакашвили, Лукашенко, ну еще над Бушем, словно своих героев, достойных анекдота, эпиграммы или куплета, днем с огнем не сыскать?! И получила в ответ целую дискуссию о том, когда цензура была жестче — в России советской или постперестроечной. Повспоминали безжалостно вырезанные из эфира строчки. Поспорили. Сошлись на том, что при советской власти существовали некие правила игры, внутри которых авторы писали. Не зря народ говорил, что у нас «самая читающая между строк» страна в мире. «Можно было только намекнуть, и это уже было смешно», заметил Трушкин. Перестройка устранила все ориентиры.
«Как работал Петросян? Брал десять плохих монологов, в каждом из которых была одна приличная реприза. Он собирал их вместе и делал свой номер. Он и сейчас, кстати, так работает», — заметил один. «Система авторских гонораров исчезла, и авторы переквалифицировались в бухгалтеров», — добавил другой. «Но сейчас эта система восстанавливается», — оптимистично заключил третий. И продолжил: «У вас в Новосибирске есть автор, который душит всю Москву. Прислал нам штук пятнадцать монологов. Посмотрели — это анекдоты, причем с бородой». Правда, назвать имя наглого халтурщика не захотел. Кстати, вспомнили одну из шуток братьев Пономаренко. Молодой автор говорит:
— Я только ночью пишу, только ночью. — Конечно, ночью. Ведь ночью интернет дешевле».
Заслуженный артист России Николай Бандурин: «Цензура была и никуда не исчезла. Она даже стала жестче. На ТВ сидят конкретные люди, и никто из них не хочет терять свое теплое место. Ни один выпускающий редактор не возьмет на себя ответственность пропустить в эфир политическую шутку. Просто раньше цензура была государственной, теперь частная. И каждый мерит на свой аршин».
Анатолий Трушкин: «Ошибаешься. Им еще и подсказывают, как правильно мерить надо. То, что можно произнести со сцены, скажем, здесь, в Новосибирске, и что выпустят в эфир центрального телевидения, это ночь и день. Потому что искусство монтажа достигло таких высот, что из монолога вырезают не только фразы, а даже буквы и точки с запятыми… Простой пример. В каком-то монологе у меня есть такой фрагмент: «А вот мой другой сосед, красавец, ему бы в кино сниматься, играть героев, спасателей, министров. Да вот беда, пять судимостей. Ну, министров еще может играть, а спасателей вряд ли». Вырезали».
Словом, выяснили, что если раньше с экрана можно было шутить про тещу и про водопроводчика, то сегодня про задницу, про тещу и про водопроводчика. Но за задницу ругают. «Кстати, о качестве программы, о тебе самом как об артисте зрители часто судят в свете этих купюр. Вырезали самое интересное, слепили монолог как попало и в самый неподходящий момент еще и показали лицо смеющегося зрителя. Человек у телевизора сидит, думает: «Что за ерунда?!» «В общем, не так страшен юморист, как его по телевизору показывают», — добавил Моисеенко.
Больше шуток, хороших и разных
Раз речь зашла о качестве программ, как было не вспомнить пресловутое «Кривое зеркало», ставшее пародией на себя самое, «Аншлаг» и прочую телеклассику.
Николай Бандурин: «Помните программу «Вокруг смеха»? Ее смотрела вся страна. Можно было один раз появиться в эфире и стать популярным. Так, кстати, произошло с Ярмольником. Потом был «Аншлаг», и его тоже смотрела вся страна. А что сейчас «Аншлаг»? В свое время умерло «Джентльмен-шоу». Талантливые ребята, они как могли сопротивлялись регулярности выхода программы в эфир. Но их стали показывать каждую неделю, и этим их убили. Нельзя кушать икру ложками, ее надо тонко намазывать на хлеб. Сегодня количество юмористических программ практически равно количеству юмористов. А рейтинги все равно высоки. Зритель за них цепляется. Не хочет бросать. Вот такой замкнутый круг».
С другой стороны, хорошо что сейчас много разных программ, каждый выбирает то, что ему нравится. Здорово, что это право выбора у людей есть. Это определенный уровень свободы. Другое дело, что качество оставляет желать лучшего, это да. Задача продюсеров и режиссеров этих передач — предложить свои концепции, свое видение юмористических программ. Вот это уже катастрофа.
Под занавес заговорили о том, что у молодых авторов мало шансов самостоятельно пробиться, да и, собственно, поучиться негде. Если раньше работа с самодеятельностью поощрялась государством, то ныне это не так, за исключением редких оазисов, где есть энтузиасты и процветает социально ответственный бизнес, который готов вкладывать деньги в талантливую молодежь. Горячо благодарили железную дорогу, выступившую спонсором фестиваля, и хвалили наш роскошный Дворец культуры железнодорожников.
Анатолий Трушкин: «Мы дарим надежду. Выявляем талантливых людей и подталкиваем их вперед, чтобы они смогли в себе разобраться, понять, что это: блажь или серьезно? Природа не так щедра на комедийные таланты. Сотни народных артистов драматических, и единицы тех, кто предан эстраде. Мы знаем блестящих комедийных актеров, которые выходят на эстраду и... тухнут. Молодые должны дерзать. Наш фестиваль для того и существует, чтобы они могли увидеть для себя какие-то ориентиры, других посмотреть и себя показать. Надеюсь, что через год интерес к этому фестивалю будет шире. И участники будут смелые, яркие, талантливые».
«Из записной книжки» Трушкина
Сегодня должна была состояться передача власти народу. Не состоялась. Сегодня передачи не принимали.
* * *
Хорошо жить было стыдно… теперь – опасно.
* * *
Мы чрезмерно привержены изжившим себя мудростям. Например – сила есть, ума не надо. Все так и говорят: «Нам нужна сильная исполнительная власть, cильная президентская власть. Сильная законодательная власть!» А нам давно уже нужна умная власть.