О тех, кого вроде бы нет. Но они есть!
Иное дело ремесленник России. В первую очередь он должен заплатить налоги. И неважно, что заработка его едва хватает на существование семьи и себя.
В 60-е годы по домашним промыслам был нанесен один из самых тяжелых ударов (сравнимый по силе с тем, как разорили народные промыслы в 20 — 30-е годы), который нанес Никита Сергеевич Хрущев. Именно время его правления, когда были введены налоги на кустарные промыслы, в деревнях вспоминают как самое тяжелое. До сих пор так до конца не оправилось от этого удара пчеловодство. И полностью погибли передаваемые из поколения в поколение умения работать с кожей, деревом, ивовым прутом...
Сегодняшняя ситуация нисколько не лучше. Именно по этой причине китайской керамики и плетенных корзиночек из Таиланда у нас больше, чем собственных, произведенных в России. Я уж не говорю о чужой эстетике, всего-навсего забочусь о здоровье. Свинец, который часто содержится в завезенных чашках и плошках, вреден для здоровья.
Разговор с предпринимателем Юрием Анатольевичем Неупокоевым (исполнительным директором Первого фестиваля сибирской керамики, состоявшегося в конце прошлого года) о том, что происходит с народными художественными промыслами сегодня, я предлагаю вашему вниманию.
— С чего все началось?
— Когда в начале 90-х (я закончил Новосибирское художественное училище) меня пригласили поучаствовать в создании сувениров для иностранцев, мне это очень понравилось... Природа такие чудеса делает! Слепили одно, в печи при обжиге оно доработалось, и получилось совершенно другое... Я попытался задержаться на производстве, но денег там платили мало, и я решил продавать то, что делают другие.
Сделать свою художественную мастерскую — это была мечта идиота. Собственно, мечтой идиота она и осталась, потому что все деньги, которые были заработаны, в мастерскую и ушли. Иногда мне говорят: «Почему ты не займешься чем-нибудь другим?»
Я отвечаю: «Вы в яму с глиной прыгнете, а потом попробуйте оттуда выпрыгнуть! Это засасывает: и бросить жалко, и тащить тяжело».
У нас ведь как, нет разницы — торгуешь, вырезаешь последний лес или из глины лепишь — заплати по полной! Земельный налог на производство для керамиста тот же самый, что для торгово-закупочной деятельности. Развивать собственное производство государству почему-то невыгодно.
На собственных кухнях люди держат муфельные печи, лепят изделия, изготавливают нужную продукцию. Причем из 1400 керамистов лишь, может, четверо верят в то, что государство, узнав об их существовании, им поможет. Люди привыкли защищаться от государства. Делают что-то, носят по киоскам — и это их единственный на сегодня хлеб. А вот когда государство их «посчитает» и поставит на учет, останется что-то на этот хлеб или нет — большой вопрос...
Вот пример: мы изготовили к Новому году зодиакальные знаки. Китайский сувенир с доставкой — 4 рубля на барахолке. А наш 40, и дешевле нельзя, потому что себестоимость у него — 35 рублей.
А ведь китайцы идут на все, чтобы протолкнуть свой товар на наш рынок, а наоборот, не хотят. И что бы мы ни говорили о растущем товарообороте наших стран, растет он однобоко: к нам — их товар, к ним — наши деньги и сырье!
В Москве существует Ассоциация народных художественных промыслов, которой делегированы все полномочия: какие льготы давать, как кого поддержать... Но для того, чтобы тебя поддержали, надо заплатить! Прайсы у меня, правда, 2000 года, сейчас цены выше, но и тогда вступительный взнос был 50 тысяч рублей. Где у нас предприятия, столько зарабатывающие? А ведь потом от оборота ты еще должен отдавать — кормить москвичей, одним словом!
Слава богу, никто не отменял Сибирский совет по народным промыслам. Нас готов слушать областной департамент культуры, и он идет на совместные действия. Мы провели в прошлом году Первый фестиваль сибирской керамики в Новосибирске. Он вызвал огромный интерес. То, что сделали мы, собрав на фестивале столько народных художников, предприятий и учеников керамистов, не делал пока никто!
Почему именно я активно ставлю проблему объединения керамистов? Потому что знаю их на сегодняшнем рынке. Товар мы собираем со всей России. Получаем из Тамбовской области, Питера. Одно время работали с Прибалтикой, хорошо сотрудничаем с Казахстаном. Мы не работаем только с Китаем.
Для Сибири керамика — культура принесенная. Но у сибирской керамики есть свое лицо. Много направлений. Есть шамотная глина, есть красноярская школа, где в художественной академии обучают конкретному керамическому стилю. В основном это белая глина, рисунок из красной глины, роспись ангобами. Яркие, с замысловатым орнаментом вещи получаются.
Преемником 30 лет существовавшего в Новосибирской области предприятия «Сувенир» стала «Калина-Иня». Все технологии соблюдаются до сих пор. Качество черепка и глазури (глина не цикуется, не идет мелкими трещинами, потому что правильно подобран коэффициент расширения) у них 100-процентное. Проблема в другом: меняются интерьеры, меняется мода, народу хочется именно в этот интерьер поставить подходящую по стилю вещь.
— А вам какой стиль нравится?
— Мне больше всего нравятся интерьеры художников. Когда берутся какие-то незамысловатые материалы, но делается свое, неповторимое. А евроремонт— это стандарт людей с достатком.
— К вам обращаются художники по интерьерам?
Очень редко, хотя эксклюзивная керамика у нас есть. Мы работаем с дизайнером Ольгой Николаевной Раздольской. Она художница новосибирская, но оформляет интерьеры на «северах». По пальцам можно пересчитать салоны, которые бы взяли и заплатили за эксклюзив. Салоны платить не хотят, они хотят взять и поставить, чтобы вещь работала витриной.
— Как рекламируют себя керамисты? Дело это затратное...
— Когда-то была такая ярмарка — «Цветы Сибири». Она была яркой, массовой, туда ремесленников и художников пускали либо за символическую плату, либо совсем бесплатно. Принцип «Сибирской ярмарки» сегодня простой: лучше пусть будет ползала участников, а по остальной части — хоть на мотоцикле катайся, но, чтобы цены не снижались, никого бесплатно «не пущать»!
За участие в ярмарке заплатить могут сегодня только очень большие предприятия, те, которые очень твердо стоят на ногах. Это «Корн», «Феникс», может, «Калина-Иня», но и то внатяг.
А ведь даже в случае, когда площади на ярмарке бесплатные, участие в ней — дело очень затратное. Вам нужны два человека, чтобы работали на ярмарке, машины, чтобы увезти-привезти каждый вечер (это бензин). А выручишь ты там деньги или нет — еще неизвестно...
В Омске до сих пор проводится ежегодная ярмарка «Флора». Целую улицу на неделю отдают выставке — улица становится пешеходной. Все мастера, все художники, все, связанные с цветами, выставляют свою продукцию. С предприятий берутся минимальные деньги, а бабушек и дедушек не выдворяют, как с «Сибирской ярмарки», а специально оставляют места. Конечно, туда едут все!
Но в Омске принят и закон о поддержке народных художественных промыслов... Если Новосибирск сейчас упустит время и не возьмет на себя организацию центра народных художественных промыслов, не будет проводить фестивали и работать с народными художниками, то таким сибирским центром станет Омск, Томск или Красноярск...
Когда мы организовывали Первый фестиваль керамики в прошлом году, главный вопрос был — где, ведь больших выставочных площадей в Новосибирске нет. А второй вопрос — приедут ли? Тем более перед Новым годом, когда очень важно ударно отработать.
Мы говорили керамистам из Чемала: «Ваша керамика интересна, давайте покажем!» Они отвечали: «Ну-у... Сейчас пойдет поток туристов... А мы что-нибудь продадим у вас?»
И парадокс в том, что именно они со своей сравнительно дорогой продукцией отторговались лучше всех! А ведь фактически мы работали полтора дня... Причем без рекламы и анонсов, потому что на них у нас денег не было. Людям интересно народное творчество.
В этом году с 14 по 17 декабря в ДК «Октябрьской революции» пройдет II Открытый фестиваль сибирской керамики. Уже готова программа мероприятия. Постараемся пригласить как можно больше керамистов и заблаговременно оповестить новосибирцев и гостей города о предстоящем празднике-ярмарке.
— Юрий, вы все о других да о других... А о себе?
— Когда будет хорошо всем керамистам, будет хорошо и мне. В одиночку в нашем бизнесе (как в деревне) жить хорошо не получается...