USD 109.5782 EUR 116.1410
 

Питание становится проблемой политики

Наталья ЗУБРИЦКАЯ. Фото Сергея ДЯТЛОВА.



Какой должна быть региональная политика питания, чтобы здоровье населения укрепилось и в дальнейшем иммунитет противостоял болезням? На эти и другие вопросы, связанные с рациональным питанием, старались ответить участники всероссийской конференции «Центры оздоровительного питания — региональная политика здорового питания населения», которая прошла в Новосибирске.

Если верить выводам ученых, то ситуация со здоровьем населения в нашем регионе лучше, чем в других, и даже продолжительность жизни у нас повыше. Жители всех федеральных округов, кроме Центрального и Сибирского, имеют большой дефицит витамина С. В Сибири была та же картина, но за последние годы положение выправилось.

Сибиряки имеют наклонность вкусно и плотно поесть. Четко прослеживается избыточное потребление животного жира. Это сказывается любовь к мясным блюдам, включая сосиски, сардельки, в которых в скрытом виде находится 40 процентов жиров. Еще нас можно упрекнуть в пристрастии к хлебу и картофелю. Те же предпочтения замечены у населения Южного федерального округа. «Вероятно, данный факт служит объяснением лидерства данных регионов по количеству людей с излишней массой тела и по распространению заболеваний, связанных с питанием», — сказано было в докладе руководителя территориального управления Роспотребнадзора по Новосибирской области Валерия Михеева.

Поскольку мы, окружив себя достижениями цивилизации, стали делать мало физической работы, нам пришлось «сократить» примерно 1200 калорий в своем рационе. Сегодня женщине нужно 1800 — 1900, мужчине — 2100 — 2200 калорий. Но объем пищи, в котором содержатся эти калории, может обеспечить нас витаминами и микроэлементами лишь на 50 процентов, хотя и эта потребность снизилась, но всего на 10 процентов. К примеру, шахтер, приобретя с пищей для своего напряженного физического труда 3800 калорий, сможет покрыть названный дефицит. А для большинства людей такой путь нежелателен. Чтобы избавиться от лишних калорий, пришлось бы ежедневно ходить пешком 4 — 5 часов или бегать 3 часа. Это могут себе позволить единицы.

Россияне, и в частности сибиряки, постепенно сокращая калорийность питания, сегодня испытывают серьезный дефицит необходимых для жизни веществ. Это приводит к маладаптации. Этот новый термин означает недостаточную адаптацию. В таком состоянии человек легко заболевает при любой нагрузке: физической, экологической, биологической — от вирусов и бактерий. Это плата за достижения цивизации: мы выпали из категории здоровых и получили, как было сказано, состояние «предболезни».

С неправильным питанием связаны такие болезни, как атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, инсульт, сахарный диабет. «Это те заболевания, которые дают 55 процентов смертности. Если мы сдвинемся в нужную сторону хотя бы немножко, то получим колоссальный эффект уменьшения заболеваемости и смертности, — сказал на конференции председатель научного совета по медицинским проблемам питания РАМН и Минсоцразвития РФ, директор НИИ питания академик Виктор Тутельян. — И это возможно, потому что некоторые европейские страны и США, которые ввели строгие меры на региональном уровне и имеют целые программы борьбы с гипертонической болезнью, избыточным весом, показывают высокий эффект. Там за последние 15 лет серьезно снизилась смертность от сердечно-сосудистых заболеваний».

На инвалидность у нас уходит примерно 1 из 120 человек трудоспособного населения. У 50 — 60 процентов инвалидность обусловлена заболеваниями, связанными с питанием и образом жизни. Потери государства от одного больного, получающего инвалидность, составляют в среднем 1 миллион рублей при подсчете средних затрат за 10 лет. А затраты на профилактику болезней, то есть на политику здорового питания по регионам, будут несопоставимо меньше, чем деньги на лечение последствий нездорового питания.

Вывод ученых НИИ питания РАМН: рацион из традиционных продуктов питания не обеспечивает потребности в витаминах, микроэлементах и в таких биологически активных веществах, к названиям которых мы еще не привыкли: изофлавоны, флавоноиды, индолы. В прошлом году наша страна первой в мире выпустила «документ прорывного характера», определяющий потребности в этих веществах для организма человека. Дефицит их в нашем рационе для науки очевиден.

Еще один приоритет для региональной политики — дефицит белка, прежде всего белка животного происхождения. Проблема очень серьезная, она касается в основном бедных слоев населения, пенсионеров.

Формула пищи человека третьего тысячелетия: использование наряду с традиционными продуктами питания продуктов с улучшенными и заданными свойствами, обогащенных необходимыми веществами, витаминами и микроэлементами, плюс биологически активные добавки к пище. Это «в высшей степени сложная, но решаемая проблема».

Виктор Тутельян назвал больничное питание, существующее в стране, позором. По его словам, почти во всех странах пациент, поступив на лечение в клинику, сразу получает консультацию и назначение специалиста по лечебному питанию. А у нас по-прежнему родным больного говорят: «Сходите на базар, купите курочку, сварите бульончик». Это происходит даже в крупных клиниках, и это надо изменить. Не нужны больному огромные порции каши, а нужно полезное для него питание, которое следует устроить по типу бортового питания, как в самолетах. Вкусно, безопасно и эффективно. Но противников у этого способа много. Ясное дело, если не доложить в котел чего-то, значит, можно унести с собой, а при бортовом — уже не унесешь». Минздравсоцразвития, кстати говоря, уже включил диетотерапию отдельным блоком в качестве обязательного стандарта лечебной помощи.

Доктор медицинских наук Наталья Толоконская высказала мнение, что ученые сегодня разобщены и наука действует в режиме катастроф. В частности, это касается и проблемы питания: «Искусственно внедренные добавки к питанию ложатся дополнительным компонентом на страшно агрессивную лекарственную терапию. Настолько агрессивную, что она практически становится постоянным способом поддержания жизни хронического больного, но никак не исцеления». Неправильное питание встречается при любом материальном достатке. О чем это говорит? О том, что людей надо просвещать. Питание и связанное с ним восстановление силы воли, по словам Натальи Толоконской, есть ключевая проблема воспитания, образования, просвещения и уже в третью очередь — медицины.

Сегодня региональная политика питания разворачивается уже в 23-х регионах России. В каждом регионе будут идти исследования качества продуктов, их безопасности и вестись мониторинг питания. Пищевая промышленность уже начала создавать «функциональную» пищу. Виктор Тутельян подчеркнул, что, по крайней мере, два раза в год губернаторы будут получать сведения по состоянию здоровья населения субъекта Федерации, для того чтобы проводить рациональную региональную политику питания.

Фотографии статьи
195-09.jpg