USD 109.5782 EUR 116.1410
 

Светотень наших чувств к детям

Елена КОСТИНА. Фото автора.



Кто-то останавливался надолго перед одним снимком. Кто-то шагал, как сквозь строй, не отрывая взгляда от фотографий. Даже щебечущие подружки лет шестнадцати вдруг затихли и призадумались. Эффект, наверное, тот же самый, как если бы среди шумного празднества узнать, что у кого-то из участников действа стряслась беда. Главное — вовремя понять, что дом не чей-то, а наш, и притом общий. И беда стряслась и вчера, и позавчера, и сейчас, и завтра снова случится, потому что мы так живем.

Кто уже побывал на фотовыставке работ Анны Масловой «Будни одного дома», языком тени и светотени повествующей о жизни самых маленьких сирот — обитателей домов ребенка Новосибирска, знает, что она очень светлая и радостная по своему духу. Снимки, даже те, на которых малыши грустят или плачут, не оставляют тягостного ощущения. Они не «чернушные» и не «гламурные», хоть и черно-белые. Они — искренние. И именно это подкупает и заставляет иначе смотреть на проблему участия общества, собственно, каждого из нас, в судьбе этих малышей. Не наши глаза, а наше сердце прочитывает подтекст.

— Какие у вас впечатления? — спрашиваю молодого паренька с большими умными и оттого грустными глазами. Он секунду выдерживает паузу, затем признается, что сам очень увлекается фотографией, хвалит обилие крупных планов, немного недоумевает по поводу отказа от цвета и в заключение дает положительную оценку.

Пожилая дама в аккуратной вязаной шляпке медленно бредет вдоль экспозиции, с усилием перенося вдумчивый взгляд с одного ребячьего лица на другое. Она нехотя соглашается дать маленькое интервью — эмоции захлестывают. Выяснив, что Клавдия Антоновна — постоянный подписчик нашей газеты, всегда с болью читает о сиротах и очень тревожится за их судьбу, больше не беспокою ее расспросами и отхожу в сторонку.

Мне отчего-то кажется, люди пожилые особенно остро ощущают проблему сиротства, поскольку им оно тоже знакомо. Если ребенок его переживает, но не всегда осознает, то люди преклонного возраста, особенно обделенные любовью и заботой родных, страдают вдвойне. Ощущение беспомощности перед надвигающейся старостью, собственный страх перед завтрашним днем заставляют их пронзительно остро ощущать невысказанные страх и тревогу маленького человека.

Спускаюсь на первый этаж, где в уютной открытой кофейне расположился штаб организаторов акции, обмениваюсь несколькими фразами с Людмилой Фролушкиной, председателем областного отделения Российского детского фонда, лидерами общественных организаций «СибМама» и «День аиста» Александрой Маровой и Евгенией Соловьевой. В этот раз никакой торжественной части и проникновенных речей, в отличие от прошлой недели, когда мы открывали выставку в торговом центре «Москва». Только живое общение с теми, кто варится в этой тематике, может ответить на любой интересующий вопрос о правах ребенка, о формах устройства ребятишек в семью, о благотворительной помощи. И, конечно, общение с героями снимков — глаза в глаза.

В этот раз организаторы приурочили к выставке сбор подгузников и малышковых средств гигиены для тех же домов ребенка. Раньше эта акция проходила в Новосибирске под собственным названием «Сухая попа», а вот в городок добралась впервые. И местная публика, традиционно отличающаяся высоким уровнем культуры и особой отзывчивостью, не подвела. Уже к трем часам — к самому началу акции — на столике в кофейне появилась пластмассовая ванна для купания малышей и несколько пачек подгузников. Горка росла, росла и постепенно расползлась на соседние стулья, превратившись в гору.

— Об акции я узнала на сайте «СибМамы», — говорит молодая женщина, только что украдкой, через деревянную ограду кофейни, положившая пачку памперсов в общую гору, чтобы не привлекать к себе внимания собравшихся. В коляске спит ее собственное дитя. А самой маме, судя по всему, чуть более двадцати. Я все же попросила Женю (так она представилась) высказать свое отношение к обсуждаемой теме: «Государство купается в деньгах, но при этом делает вид, что некоторых проблем просто не существует. В этой ситуации сами граждане должны быть более активными. У каждого дома найдется как минимум несколько вещей, которые он мог бы просто принести и отдать в детский дом, приют или еще куда-то. Делиться с тем, кто в чем-то обездолен, — это нормально».

Это действительно нормально. Не прошло и десяти минут с того момента, как мы беседовали со студентом НГУ Костей по поводу черно-белого исполнения фотовыставки, и вот он с двумя пачками памперсов в руках появляется в кофейне. Кто-то принес детский крем, защищающий от мороза, подумав о наступающей зиме. Кто-то приобрел шампунь, не имея денег на памперсы, которые стоят довольно дорого. В целом отношение жителей Академгородка, судя по стремительно растущему числу больших и маленьких подарков, оказалось созвучным настроению организаторов.

Возвращаюсь к фотографиям и расспрашиваю гостей выставки. Большинство людей преклонного возраста считают, что главная причина, по которой российские граждане редко усыновляют и берут под опеку сирот, — это низкие доходы семьи и жилищные проблемы. Молодые же часто просто терялись в поиске объяснений тому факту, что семьи с приличным достатком и бездетные супруги не находят ни в своем доме, ни в своем сердце уголка для чужого малыша, который может стать таким родным... Но ведь и кроме усыновления способов проявить свое неравнодушие море. Главное — было бы желание это делать.

Еще одна гостья с памперсами в руках. Знакомимся. Наталья Вандышева — представитель группы молодых родителей, которые помогают ребятишкам в Бердской детской больнице. О возможности такой помощи она узнала на сайте «СибМамы» и теперь уже считает себя членом этой общественной организации. Узнаю от Наташи, что детям постоянно привозят вещи, игрушки, те же памперсы, а вот на то, чтобы позволить разрисовать палаты в красивые, жизнерадостные тона и разрешить посещать ребятишек, играть с ними, администрация лечебного учреждения пока не идет.

Маленькому Владу, самому юному из участников акции, пестрые пачки памперсов, которые чьи-то руки бережно укладывают штабелями над его головой, наверное, кажутся гигантским конструктором. Он задирает голову и внимательно следит за процессом. Из этих больших, ярких «кирпичиков» можно построить домик, мягкий и красивый. Но роль у них совсем иная — подарить несколько замечательных ночей младенцам из домов ребенка. Многие домашние малыши сегодня, к счастью, не знают, что такое мокрые пеленки, в отличие от своих сверстников, живущих в казенных учреждениях. И для молодых мам подгузники не роскошь, а необходимое средство гигиены в доме. Такое же, как мыло, детский крем или салфетки. Это то, что у малыша просто должно быть.

Весь парадокс в том, что подгузников катастрофически не хватает, так как ни один дом ребенка не имеет достаточно средств, чтобы их приобретать. А тысячи людей, неглупых и нежадных, не знают об этой проблеме, хотя могли бы посильно содействовать в ее решении.

Впрочем, в последнее время ситуация меняется к лучшему. Кира Дубровина, представитель благотворительного фонда «Катрен», рассказала мне о том, что уже в двадцати городских аптеках стоят ящики по сбору средств на детские подгузники. Идея оказалась удачной. Сибиряки, приходя за лекарствами для родных, с легкостью расстаются с частью содержимого своего кошелька, жертвуя эти деньги в помощь сиротам. И тем самым они еще выражают доверие общественным организациям, которые стремятся решать проблемы, до которых у государства просто руки не доходят.

Есть скептики, которые считают, что подобные затеи — капля в море. Что среднестатистический гражданин эгоистичен, погружен в собственные проблемы, не рассчитывает на помощь государства и потому сам не спешит помогать «бездушному» государству решать «его» проблемы. Переубеждать их, пожалуй, дело зряшное. Скажу лишь, что из двенадцати малышей, чьи фотографии попали в экспозицию фотовыставки «Галерея сердец» (мы о ней подробно рассказывали весной — в начале лета) одиннадцать на сегодняшний день обрели семью. С детишками постарше ситуация сложнее, но тоже небезнадежна. Как сложится судьба этой выставки и ребятишек, попавших в объектив камеры Ани Масловой, не берусь предсказывать. Но уверена, что уже сделано большое дело — тают льдинки в сердцах. А люди, щедрые от природы и чувствительные к чужой беде, получают все больше возможностей реализовать свою внутреннюю потребность быть нужными, необходимыми кому-то. И малыми добрыми делами менять большой мир.

Фотографии статьи
194-40.jpg
194-39.jpg