Нас закалило военное детство
Человек, далекий от железной дороги, скажет, что же это за поезд такой: обычная контора, цеха, между аккуратными зданиями очень ухоженная территория. Поезд — он же на колесах и мчится куда-то вдаль, к новым горизонтам! И то верно, и другое. Наш герой, придя работать сюда в сорок седьмом году, сразу после окончания училища, в последующие годы объехал с поездом всю Сибирь. Где только не довелось ему монтировать устройства железнодорожной автоматики! А располагается само предприятие действительно здесь, в Новосибирске, на улице Владимировской. От станции Новосибирск-Главный прошагаешь по второму переходному мосту и там уже рукой подать. Интересно, что, когда молодой монтер СЦБ с другими пареньками пришел сюда в первый раз, впечатления у него были совсем не радужные.
— Грязь кругом. Деревянный дом наподобие общежития, в котором жили, стоял вон там, в сторонке. А здесь размещался склад стройматериалов. На месте того здания, где мы с вами встретились, раньше находились трансформаторный, сварочный цеха, кузница. Это уж потом, с годами, мы навели здесь порядок, новые здания возвели, — рассказывает Алексей Тимофеевич.
Сам он родом из обычной крестьянской семьи. Жили они в селе Гутово, что в Тогучинском районе. Когда-то, по воспоминаниям Алексея Тимофеевича, существовала Гутовская волость, в самом селе насчитывалось более пятисот дворов, и колхозов вокруг было с пяток, а к сорок первому году остался только один. В нынешние времена жителям Гутово тоже не очень сладко живется — крестьянский труд редко бывает в большом почете. Правда, на малой родине наш герой не был уже лет пятнадцать, ветеранские заботы не дают вырваться, да и возраст уже приличный, не располагающий к путешествиям.
Отец его, Тимофей Герасимович, был простым колхозником, затем звеньевым, а в последние перед войной годы работал бухгалтером. Алексея, как старшего из детей, глава семьи обучал всему, что сам умел. И хитрой бухгалтерской науке — тоже. Так что в военные годы мальчишка-подросток однажды целое лето трудился на колхозном складе, выдавал муку и прочее и вел учет. Очень доверял ему человек, который раньше трудился помощником у Тимофея Герасимовича, да и руководство колхоза тоже. А вообще-то каждое военное лето, точнее с мая, как только сходил снег с полей и начиналась посевная кампания, до поздней осени школьники трудились на полях наравне со взрослыми. Учились они только зимой.
Отца призвали в июне сорок первого, и уже через месяц семья получила известие о его гибели в боях под Москвой. Мать, Прасковья Константиновна, осталась одна с пятью ребятишками. Заботиться о младших помогала бабушка Марфа. Но ни она, ни самый младший из детей войны не пережили — умерли от дизентерии.
В семейном альбоме есть старенькая фотография, на которой запечатлены мама и куча ребятишек у крольчатни. Где только мать не работала — и кроликов выводила, и жала хлеб, и снопы вязала, и косила сама! Дома, чтобы прокормить семейство, тоже держали большое хозяйство.
Объявление о том, что второе профессионально-техническое училище набирает будущих железнодорожников, Алексей Лаприн прочел в областной газете. Далековато город, но получать профессию надо и самому становиться на ноги тоже. Помогать-то некому. И хотя, как другие пацаны, он поначалу мечтал о работе дежурного по станции, волею судьбы оказался в группе будущих эсцэбистов.
— С фронта покалеченным пришел Павел Сергеевич Кучкин, стал мастером. Многому он нас научил, да и других ребят, не одно поколение даже. Вся его дальнейшая жизнь с этим училищем была связана. А мы что? Выживали и учились. Сытым и счастливым это время, конечно, трудно назвать, — рассказывает Алексей Тимофеевич. — Я за два года пятнадцать пар обуток сносил, они же из лоскутков были! А жили мы в общежитии. Сегодня уже этого старого деревянного здания нет — снесли.
Там же, в училище, наш герой вступил в комсомол и даже был избран секретарем. А в дальнейшем уже не расставался с общественной работой. Как и с родным предприятием, на которое пришел работать по окончании училища и которое никогда не покидал. Разве что на три года армейской службы, после которых, возмужавший и повзрослевший, вернулся в любимый коллектив.
Первым назначением для штатного централизованного монтера стала Чулымская. «Жили мы в телячьих вагонах. Нары имелись и печка большая, — вспоминает наш герой. — А через полгода, как работу закончили, я попросил направить меня поближе к дому, в Тогучин. Это сейчас электрическая централизация, и один человек, пользуясь современнейшей техникой, может управлять движением поездов на огромном участке дороги, а тогда все было иначе». Труд был не из легких. Неудивительно, что из двадцати пяти пареньков, окончив училище вместе с Алексеем, на предприятии задержались только двое. Остальные перешли на другую работу.
В ходе рабочих командировок Алексей побывал в Новокузнецке, Томске и других сибирских уголках, а на Алейской встретил свою судьбу. Точнее, там они еще не были знакомы, хоть и работали недалеко друг от друга. Но группу девчонок-связисток с Алтая направили в Новосибирск, и уж здесь Алексей и Настя познакомились. Дружили около года, а затем вынуждены были расстаться, так как дорогу развоенизировали и двадцатидвухлетнего Алексея призвали в армию. Так что поженились они через три года, испытав на прочность свое чувство.
По признанию Алексея Тимофеевича, начальник строительного поезда Исаак Маркович Прейс отговаривал его от армии, убеждал, что это будут годы, потерянные для его профессионального роста, но не убедил. Алексей решил, что обязательно отслужит. Никакой дедовщины, как сегодняшние мальчишки, он не боялся.
— Тогда и не было никакой дедовщины. Призывались рабочие парни, многие уже зрелые по возрасту, имевшие специальность и опыт работы. У некоторых даже дети были. Мы еще подтрунивали над ними, смотри, твоя-то наверное без тебя на танцы ходит... Военное дело мы знали хорошо. Помню, в сорок третьем нас, восьмиклассников, на два месяца забирали на двухмесячные курсы. Жили в палатках в Заельцовском парке, в стрельбах участвовали и гарнизонную службу изучали. В училище тоже была военная подготовка. Так что армии наше поколение совершенно не боялось, — рассказывает Алексей Тимофеевич Лаприн.
Между прочим, в сорок пятом Алексей в числе ста мальчишек, что были покрупнее щуплых сверстников и вышли статью, участвовал в победном майском параде. А еще он был участником слета молодых рабочих, который проходил в только что открывшемся оперном театре, видел первую постановку «Ивана Сусанина». До сих пор в его душе живы впечатления от роскошного здания и увиденного там великолепного зрелища. «А теперь что? — возмущается Алексей Тимофеевич. — Реконструкцию, конечно, сделали, говорят, даже здорово получилось, но ведь на нее дали только миллиард рублей! И это при том, что на культуру в прошлом году было истрачено 36 миллиардов, причем из них двенадцать на Мариинский и столько же на Большой театр. Где же справедливость?» Вот таким человеком с неугомонным сердцем был он тогда и таким остается.
— Десять дней ехали на поезде до Владивостока. Прибыли наконец-то, а там тысяч пятьдесят таких же, как мы. Потолкались-потолкались и еще пять суток морем плыли куда-то на судне «Ермак».
Служил наш герой на Курилах в зенитной артиллерийской части. Раскапывали гору под какой-то будущий секретный объект, учили уставы, тренировались и получали взыскания за проколы. Одним из самых муторных наказаний была чистка картошки. Поскольку этот овощ в тех местах не растет, картошку либо использовали сушеную, либо привозили такую мелочь, что и в руках-то держать неловко. Вот ее-то и заставляли чистить. Сгодились и бухгалтерские навыки, полученные Алексеем еще в детстве, ему доверили заведовать хозчастью. Там же, в армии, развился и его талант комсомольского вожака.
По возвращении из армии у Алексея были два главных дела: восстановиться на работе и наладить личную жизнь. Съездил домой, навестил родных и тут же женился на своей Анастасии Максимовне. На работе Исаак Маркович Прейс принял его с радостью. И даже предложил место мастера в механической мастерской. В то время наш герой уже подумывал о том, чтобы доучиться в десятом и получить высшее образование. Но надо было зарабатывать на жизнь, обеспечивать семью, и эти планы отодвигались на неопределенное будущее.
Как-то раз Алексей встретил свою преподавательницу истории Раису Константиновну, она и сумела решительно направить его в школу рабочей молодежи.
Примерно в то же время приятель Миша Килин, мастер и комсорг, собрался уходить на другое место и предложил Алексею взять на себя роль комсомольского вожака. И актив поддержал. Так наш герой вновь «впрягся» в общественную работу. А меж тем при огромной занятости на работе и связанных с нею разъездах по всей дороге даже сбор членских взносов и проведение собраний превращались в настоящую проблему. Но главной заботой комсорга было содействовать росту простых комсомольцев: активно вовлекать их в трудовые почины, убеждать в необходимости постоянно учиться, повышать свою грамотность и профессиональный уровень. И, конечно, надо было показывать личный пример как в труде, так и в учебе.
Годы шли. Из комсорга Алексей Тимофеевич постепенно превратился в парторга, а теперь вот ветеранской организацией руководит. Все время с людьми, все время в гуще их проблем и забот. Все эти вехи, особенно комсомольская юность и молодость предприятия, нашли яркое отражение на стендах здесь, в красном уголке. Хотя это название, пожалуй, для нынешних времен не подходит.
Со стареньких черно-белых фотографий на нас смотрят одухотворенные лица комсомольцев пятидесятых, шестидесятых... Они поднимали страну. Они честно делали свое дело, не думая о личной выгоде, стремясь к общему успеху, к общим победам. И добивались этих побед.
— В разные годы мы всегда старались строить жилье, хоть это было непросто и не всегда разрешали. В Кривощеково в том году сдали два общежития, женское и мужское. В одном из них и нам, молодой семье, дали комнату, а собственную квартиру мы заработали гораздо позже...
Он уже заочно окончил три курса Московского энергетического института, который «квартировал» в клубе имени Попова, когда начальник поезда Георгий Михайлович Динельт предложил Лаприну должность начальника производственно-технического отдела. Снова начались постоянно выезды на линию, житье в походных условиях в вагоне — словом, об учебе на какое-то время пришлось забыть. «Сейчас компьютеры во многом работу облегчили, а тогда, знаете, сколько писанины было?» Каждой важной бумажки по пять экземпляров под копирку делали», — рассказывает он.
Динельта через какое-то время на посту начальника строительного поезда сменил Кузьмин, а когда и он перебрался на Украину, на станцию Иловайская, этот пост был предложен Алексею Тимофеевичу. Решение о назначении принимал начальник службы связи Геннадий Антонович Шахматов. «Новенькому» предстояло побывать во многих высоких кабинетах и выдержать не одну беседу с руководством. «Был я и у начальника дороги Никольского. Помню, он спросил: «Как у вас с людьми? С жильем?» Я и сказал, что есть восемьдесят тысяч рублей в фонде предприятия, а строить жилье не разрешают. Он тут же поднял телефонную трубку, сделал несколько распоряжений, и вопрос был решен», — говорит Алексей Тимофеевич.
Вскоре на остановке 3330-й километр появился новый высотный дом, в котором десять квартир предназначались работникам строительно-монтажного поезда. Алексей Тимофеевич и сейчас уверен, что начальник обязан не только обеспечивать успешный производственный процесс, но и заботиться о людях, создавать им все необходимые условия не только для работы, но и для жизни.
Со многими интересными людьми довелось поработать нашему герою. Их имена и фотографии хранят стенды, рассказывающие об истории поезда. И эти стенды тоже плод работы Алексея Тимофеевича уже в нынешнем статусе председателя ветеранской организации. Вот Николай Алексеевич Лукьянов, вот Исаак Маркович Прейс, рядом Георгий Михайлович Динельт, Олег Иванович Кузьмин и все, кто были после них. Главный инженер Борис Михайлович Полынцев. Прорабы Афанасьев, Пауткин, Матулис. Монтеры, мастера, водители... Постарались никого не забыть.
— Энергичен, переживает за всех наших пенсионеров. Очень внимателен к людям и их проблемам. Если возникают какие-то сложности, обязательно приходит ко мне, и мы их совместно стараемся решать. Чаще всего это жилищные, ремонтные дела, где-то помощь транспортная требуется, уголь, дрова привезти. Всегда находим общий язык и работаем дружно, — говорит о нашем герое сегодняшний начальник поезда Геннадий Семенович Давдрайкин.
И Алексей Тимофеевич тепло отзывается как о сегодняшнем руководителе поезда, так и о главном инженере, Александре Анатольевиче Костине, которого знает, что называется, с младых ногтей. Он и сегодня, несмотря на возраст, не отрывается от коллектива. И пусть сегодня в поле его внимания и заботы только «старая гвардия», ветераны, работа требует много сил и души. Никого вниманием не обделить, вовремя прийти на помощь, поддержать словом и делом. Алексей Тимофеевич подчеркивает, что его надежные соратники и помощники в ветеранских заботах Надежда Ивановна Попова, бывший кадровик; на Инской дела ведет Людмила Алексеевна Лагутко, в Омске — Александр Петрович Жидков.
Вот уже десять лет как Алексей Тимофеевич остался один, схоронив супругу. Но рядом взрослый сын и внуки. Кстати, сын и один из внуков стали связистами, они связали свою работу с метро. Алексей Тимофеевич — почетный ветеран Западно-Сибирской магистрали, также неоднократный победитель социалистического соревнования, ветеран труда. Грудь труженика тыла украшают медаль Жукова и медали, выпущенные к юбилею нашей славной Победы. Не только его трудовой путь, но и его жизнь, полная трудностей, испытаний, преодолений, — пример молодым, которые сегодня приходят работать на железную дорогу.