USD 108.0104 EUR 113.0947
 

Компрадорский капкан

Олег НЕВСКИЙ. «Правда».



Более 60% товаров народного потребления и продуктов питания — импортные, а более половины сырьевых, в основном необработанных, ресурсов вывозится за рубеж, при этом 60 — 70% прибыли от продажи ресурсов остается у олигархов-миллиардеров, которые вкладывают её в западные банки, недвижимость и т. д.

В 2005—2006 годах более 45% расходов федерального бюджета России тратилось на армию, чиновников и правоохранительные органы. При этом коррупция и преступность в стране только растут. Это и неудивительно, поскольку их главной задачей являются сохранение «стабильности» и борьба с «политическим экстремизмом» (то есть с недовольными).

Западный мир продолжает навязывать России либеральную модель как единственно возможный путь развития. Доказательство самое свежее — очередной доклад Всемирного банка (2006 г.), посвященный экономике России. Основной вывод — экономика на верном пути.

Средние доходы населения (за счет в основном 48 миллиардеров и тысяч миллионеров) возросли более чем на 9%. Бедность (конечно, по нищенским стандартам, введенным в России) уменьшилась с 17,8 до 15,8%.

При этом объемы промышленного производства и сельского хозяйства Запад не волнуют. Куда приятнее рост импорта (а значит, и зависимость от него) предметов потребления и продуктов питания: в 2005 году — на 40% по сравнению с 2003 годом. В том же году очередные 84 миллиарда долларов Правительство РФ перевело в государственные облигации США, а остальные 20 — 30 миллиардов от продажи сырья отправили на Запад олигархи. Именно по этой причине Россия находится на 160-м — 170-м месте в мире по качеству жизни, позади Белоруссии, у которой вообще нет сырьевых ресурсов.

Нас заставляют забыть, что либеральный капитализм полностью себя дискредитировал и от него отказались во время Великой депрессии 1929 — 1933 годов в США и Западной Европе. И хотя весь западный мир идет другим путем, нам он навязывает именно такое экономическое устройство. По сути, некий экспортный вариант, непригодный для внутреннего употребления, но безотказно разрушающий экономику стратегического противника.

Поиск «Нового курса»
Чтобы лучше понять, чем нас потчуют, не будет лишним напомнить, как сами Соединенные Штаты выпутывались из тупика, в который их завел либеральный капитализм. Недаром он был назван Великой депрессией: валовой внутренний продукт (ВВП) упал наполовину, произошел крах сельского хозяйства, безработица составляла 30 — 50% трудоспособных граждан, а в нищете оказались 70% населения самой богатой страны мира.

Трагедия усугублялась тем, что полностью отсутствовали государственная социальная помощь безработным, фермерам, семьям с детьми, бесплатная медицинская помощь, пенсии престарелым (кроме госслужащих). Экономика США тогда контролировалась приблизительно 600-ми мультимиллионерами (олигархами, по-нашему), совсем как сейчас в России.

Президент Герберт Гувер пытался вывести страну из депрессии по рецептам либерального капитализма, считая, что главное — бездефицитный госбюджет и сокращение госрасходов, но результат был обратным.

Тогдашний губернатор штата Нью-Йорк Франклин Рузвельт (ФДР, как его называли), будучи высокообразованным человеком, понял, что выход из тупика надо искать в противоположном направлении. Для разработки программы реформ, названной «Новым курсом», в 1929 году был создан «мозговой центр» из получивших мировую известность «левых» ученых-экономистов Колумбийского университета.

Этот «мозговой центр», как и будущие государственные структуры США, формировался в виде самоорганизующейся пирамиды. Суть ее в том, что возглавившему работу ученому-экономисту Р. Моли было предложено самому пригласить для разработки основных направлений ученых-экономистов, известных лично ему.

Затем уже эти ученые подбирали себе помощников, экспертов и т. д.

Этот же принцип использовал Иосиф Сталин, поручив подбор основных кадров в атомной промышленности академику Курчатову, а в ракетной — Королёву. Успех этих программ общеизвестен. Напротив, подбором кадров для программы «Микроэлектроника» при Брежневе занимались чиновники, которые эту программу успешно... провалили. Лозунг «Кадры решают всё» всегда будет актуальным.

«Главным звеном» вывода страны из кризиса Рузвельт и его «мозговой центр» считали очень крупные государственные инвестиции. Они предназначались для ликвидации безработицы, восстановления промышленности и сельского хозяйства, повышения покупательной способности внутреннего рынка и дальнейшего развития экономики.

Реализацию «Нового курса» в своем штате Рузвельт начал в 1931 году. «Помощь государства бедствующему народу, — заявил он тогда, — не благотворительность, а долг государства. Я клянусь провести налоговую реформу (ввести прогрессивные ставки подоходного налога), нужно вернуть страну народу, осуществить справедливое распределение национального богатства».

Президент США предпочёл госконтроль
После избрания Рузвельта президентом США в 1933 году им было сразу же начато осуществление «Нового курса» по всей стране. Были созданы Федеральная резервная система для госконтроля над банками, биржевая комиссия для контроля фондовых бирж и оборота ценных бумаг, был принят закон о банковском страховании вкладов населения при государственной их гарантии. Была впервые создана Федеральная служба занятости для безработных.

Введение нового налога на сверхприбыли (до 80%!) стало мощным орудием борьбы с инфляцией и монополизмом, а также с фирмами-посредниками, особенно в сельском хозяйстве и при продаже энергоресурсов (нефти, угля, газа). Государственные инвестиции проводились как за счет бюджета, так и за счет увеличения государственного долга, то есть дефицита бюджета. «Мозговой центр» считал, что в период кризиса сбалансированный бюджет или профицит — это идиотизм.

Для восстановления сельского хозяйства процентная ставка годового кредита была снижена с 16% до 5% годовых. Выдача кредитов производилась через государственное Фермерское кредитное управление. Государство взяло на себя выкуп у фермеров излишков продукции через Федеральную организацию продовольственной помощи. Продовольствие затем передавалось безработным и участникам программ общественных работ.

В 1933 г. были начаты первые общественные работы. Был создан Корпус сохранения природных ресурсов для трудоустройства сотен тысяч безработных на лесопосадках, орошении, мелиорации, строительстве дорог, мостов и т. д. До этого 50 миллионов гектаров земли превратились в пустыню из-за хищнической эксплуатации собственниками.

Был принят закон о восстановлении промышленности, на реализацию которого было сразу выделено 10 миллиардов долларов за счет увеличения госдолга. По мнению выдающегося экономиста XX века, нобелевского лауреата Р. Кейнса, регулируемый государством дефицит бюджета и даже инфляция лучше застоя в экономике.

На общественные работы США потратили в 1933 — 1938 годах более 20 миллиардов долларов (по нынешним ценам — около 400 миллиардов), получив великолепные результаты. За пятилетку было построено более 34 тысяч новых объектов, в том числе знаменитые Гудзонский тоннель и Бруклинский мост в Нью-Йорке, 70% зданий школ, 65% — университетов, 35% — больниц и более 10% — дорог США.

Рост ВВП в 1934 — 1940 годах составил 220%. Хотя госдолг увеличился с 19 до 40 миллиардов долларов, инфляция за этот период составила всего 35% — 40% (в среднем менее 6% в год). При любом повышении цен предприятиями более чем на 10% Министерство финансов США применяло налогообложение сверхприбыли, которой считалась разница между себестоимостью и продажной ценой.

Была создана существующая и поныне система социального обеспечения (пособия по безработице, пенсии, социальная помощь бедным семьям с детьми и т. д.). Параллельно с коммерческими появились бесплатные государственные медицинские учреждения и университеты. Была введена 5-дневная рабочая неделя, а средняя годовая зарплата в 1940 году достигла 1500 долларов в год (20 тысяч по нынешним ценам).

Акулы бизнеса всё поняли потом
Рузвельт прекрасно понимал, что успех реформ невозможен без решительной борьбы с коррупцией и организованной преступностью, которые всегда пышно расцветают в условиях либерального капитализма. С этой целью была разработана целая система мер.

Налоговое управление США стало требовать от всех чиновников отчеты об их доходах и расходах, включая ближайших родственников. При этом занятие чиновников и членов их семей (жен, например) любым бизнесом стало рассматриваться как преступление. В штате Нью-Йорк, например, были изобличены 220 судей, у которых семейные расходы значительно превышали доходы. Все они были немедленно уволены. А мэр Нью-Йорка, на имя которого доверенный бухгалтер положил в банк почти миллион долларов, пошел под суд.

Уже первые два года реализации «Нового курса» показали: многие местные чиновники и полиция тесно связаны с организованной преступностью, что затрудняло судебное преследование и тех, и других. Поэтому в 1935 году было создано Федеральное бюро расследований (ФБР) и резко увеличены штаты подразделений Министерства финансов по борьбе с налоговыми преступлениями. Было также создано Федеральное агентство по контролю над оборотом алкоголя, табака и оружия. Расследования важных преступлений на местах вели присланные из центра агенты ФБР, которые постоянно перемещались по США, что препятствовало установлению ими коррупционных связей с местной властью.

Под лозунгом «Очистим страну от взяточников, бандитов и монополистов-олигархов» Франклин Делано Рузвельт в 1936 году вновь был переизбран президентом США. К этому времени он настолько «равноудалился» от олигархов-монополистов, что подконтрольные им СМИ называли его не иначе, как Сталин Д. Рузвельт. Только позднее акулы бизнеса поняли, что ФДР спас их от революции.

«Тактика шёлкового белья»
Борьба с организованной преступностью осложнялась тем, что главари преступного мира сами не совершали уголовных преступлений, отдавая только устные приказы. Поэтому ФБР начало использовать старый закон о бродяжничестве. Согласно этому закону гражданин должен доказать наличие у него работы или постоянного дохода (сравните с законом о тунеядцах в СССР).

Для изобличения подозреваемого агенты налоговой службы и ФБР собирали сведения о его реальных доходах и расходах. Этот способ назвали «тактикой шёлкового белья». Известные мафиози Аль Капоне и Уокси Гордон смогли подтвердить свои доходы, соответственно, в 75 и 100 долларов в неделю. Однако агенты ФБР сумели доказать, что каждый из них тратил в среднем в неделю 50 долларов на шёлковое белье, 60 — на рубашки, 300 — на модные костюмы. В результате оба «авторитета» получили многолетние сроки за неуплату налогов.

В 1935 году были приняты закон о государственной защите свидетелей (для облегчения сбора сведений о высших чиновниках-коррупционерах и главарях мафии), а также закон об уголовном наказании за отказ от дачи показаний (разрешено было не давать показания только против себя и членов своей семьи). В задачу ФБР вошел также контроль над расходами сотрудников всех правоохранительных органов.

Для борьбы с коррупцией высших чиновников ФБР не брезговало, как бы теперь назвали в России, «гнусной провокацией». В семидесятых годах его агенты под видом арабских шейхов-миллиардеров предлагали взятки членам конгресса и сената США за оказание незаконных услуг. Несколько человек попались. С тех пор, как показали негласные проверки, коррупция в этих органах власти не наблюдается.

Борьба с организованной преступностью и коррупцией в США ведется не одно десятилетие. Ведь эти явления, как рак, после того, как распространятся, трудно вылечить. Только в шестидесятых годах после многочисленных независимых расследований комитетов конгресса и сената удалось их в основном преодолеть.

История «Нового курса» Рузвельта показывает, как можно действовать даже в рамках капитализма, ни в чем не покушаясь на его основы. Почему же нынешние правители России, как и их недавние предшественники, не идут по этому пути?

Фотографии статьи
184-18.jpg